г. Приозерск, Школа №4.

Официальный сайт муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 4"
Россия Ленинградская область г.Приозерск ул. Калинина 27 | school4-priozersk.ru | e-mail: school4-prz@mail.ru

Метод проекта на уроках технологии

Официальный сайт МОУ СОШ №4 г. Приозерск.

Эксперимент

«Метод проекта на уроках технологии»

Начало: 18 марта 2011 года

Окончание: 31 мая 2012 года

Учитель-экспериментатор:

Гадицкая Ольга Рашидовна

 

 

1.  Обоснование необходимости эксперимента

 

Для повышения эффективности (результативности) учебно-воспитательного процесса необходимо пересмотреть подход к его организации, к выбору используемых инновационных технологий, методов обучения. Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке?
Эти и многие другие вопросы задает себе, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности школьника недостаточно предоставлять ученику материал на уроке в традиционной форме.

 

В соответствии с новыми стандартами образования и методической темой школы («Личностно ориентированное образование на уроке и во внеурочное время») в школе особое внимание уделяется проектной деятельности учащихся.

Содержания образовательной области “Технология. Обслуживающий труд.” как обязательный элемент предусматривает модуль “Основы проектирования”. В программах  “Технологии” на выполнение проектов выделяется до 15% учебного времени, а для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счёт внеучебного.  Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

 

Особые умения не существуют сами по себе, они не цель, но средство. Любая профессия имеет смысл, только если она отвечает на вопрос, что придаёт жизни человека смысл и качество, чем “я” отличаюсь от других, в чём мы схожи? Главная стратегическая цель педагогов – развитие у учащихся глубоких, устойчивых интересов в какой-либо области на основе широкой познавательной активности и любознательности, умение применить свои знания в разных учебных областях и в жизненных ситуациях. В решении этой проблемы можно выделить тактические задачи, такие, как мотивация учебной деятельности с доминированием мотивов её совершенствования, развитие познавательной самостоятельности, формирование и развитие творческих способностей, усвоение обобщённых и рациональных способов деятельности, а также конкретными науками, формирование опыта самообразования и т.д. Однако необходимо отметить, что если будет развиваться только стремление к познанию, то это может привести к отрицательным результатам. Люди, у которых развита только эта мотивация и не развита потребность в труде, могут испытывать нежелание работать. Поэтому одним из средств решения этих задач на уроках технологии являются творческие проекты учащихся.

 

Предмет «Технология» изучается в основной школе в соответствии с базисным учебным планом, учебным планом школы с 5 по 8 классы.

Характеризуя контингент обучающихся, приходящих в 5 класс, нужно отметить, что пропадает интерес учащихся к самостоятельному труду.

 

Обсуждение проблем преемственности с учителями начальной школы вызвало настороженность, тревогу и даже раздражение: педагоги беспокоятся о том, что их уличат в некачественности образования в начальном звене школы. Многие учителя  (58% опрошенных) считают, что если процесс обучения в начальной школе протекает удовлетворительно, то никаких проблем в основной школе быть не может, что проблема преемственности решена. Однако это не так.

Изучение уровня общеучебных умений школьников, характерных затруднений, возникающих у детей, показывает, что проблема преемственности объективно существует не только в нашей школе. Проводился замер освоения отдельных элементов технологических умений учащимися 4-х и 5-х классов. И вот что получилось:

 

Общеучебные умения

% ошибок в 4 кл.

% ошибок в 5 кл.

динамика

1.

внимание

20

23

/ на3%

2.

величины

16

23

/ на 7%

3.

Понимание терминов

8

27

/  в 3,5раз

4.

Понимание текста задания

36

38

/ на 2 %

 

Замеры проводились у одних и тех же учащихся с одинаковым набором заданий. Из таблицы видно, что практически по всем позициям  в 5 классе результаты оказались значительно ниже. Причины такого снижения:

  • постепенное вступление детей в трудный «подростковый возраст»,
  • «гормональная буря», которая начинается уже в этом возрасте,
  • психологические проблемы перехода в новые условия обучения, к новым незнакомым учителям.

Поэтому на уроках  как начальной, так и основной школы  особенно следует ориентироваться на активную, разнообразную и посильную деятельность каждого ученика, создавать ситуации успеха, положительного нравственного выбора, обучать вести диалог, умению слышать и слушать, достойно высказываться и понимать других.

В этой связи обучение знаниям, умениям и навыкам, формирование базовых компетентностей, воспитание черт характера и качеств личности, развитие способностей и интересов являются обязательными, равноценными и тесно связанными друг с другом сторонами образовательного процесса.

 

Появление эксперимента вызвано следующими противоречиями:

  • Возрастающее в современном обществе требований к профессиональным умениям и снижение количества часов, отводимого на изучение основ производства;
  • Ориентация школы на проектную деятельность и несоответствие действующей программы по «Технологи»;
  • Необходимость создать условия для личностного роста и самосовершенствование школьника и преобладание в школе монологичных, авторитарных форм обучения, направленных лишь на усвоения информации.

 

  1. Основные исходные идеи
  2. Использовать внутренние мотивы учащихся для включения их в специально организованную  проектную деятельность, в которой учащиеся могли бы проявить свои способности, добиться высоких личных результатов.
  3. Добиться осознания учеником необходимости в своем совершенствовании.
  4. Формировать у обучающихся ключевые компетентности, в том числе и  в коммуникативной среде, а также навыками проектной деятельности.
  5. Показ результативности проектной деятельности учащихся на разных уровнях ученической, педагогической и родительской общественности,

.

  1. Цель эксперимента

 

Содержательная - создание перечня проектных работ по всем учебным модулям учебного курса «Технология», поиск путей управления успехом

Организационная - создание необходимых условий для реализации проектных работ

Исследовательская – изучение эффективности проектной деятельности на примере учебного предмета «Технология»

Развивающая - развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления

 

 

  1. Задачи эксперимента
  • вовлечь всех учащихся в учебный процесс;
  • научиться создавать ситуации успеха;
  • активизировать работу по проблемам мотивации учения;

создать банк методических находок по теме проекта по всем модулям курса

  • предоставить  возможности каждому ребенку реализовать свои возможности,  используя приобретенные трудовые навыки
  • построить модель проектной деятельности на уроках «Технологии»
  • создать диагностику изучения развития творческих возможностей учащихся

 

  1. Гипотеза эксперимента

Каждый ребенок способен максимально реализовать свои способности, то есть  проявить свои способности и склонности, работать в ситуации успеха, если будет обеспечено создание особых условий обучения:

  • Организация проектной деятельности  органически впишется в учебный процесс
  • Организация специально подготовительных занятий
  • Организация качественной  системы оценивания
  • Организация показа  (демонстрации)  достижений учащихся

 

 

  1. Суть нововведений

Организация работы на уроках технологии, максимально включающую проектную деятельность обучающихся:

1) ввести обязательные проектные работы и работы по выбору обучающихся с  учетом  их способностей и потребностей;

2) организовать  специальную деятельность по обмену опытом обучающихся;

3) организовать специальную внеурочную  деятельность, способствующую  получению учащимися специальных практических знаний и умений,

4) организовать включение во внеурочную и воспитательную деятельность форм, способных продемонстрировать полученные достижения учащихся.

 

Реализация этой идеи опирается на следующие принципы педагогической деятельности:

  • Опора на субъективный опыт учащихся, который используется в качестве одного из источников обучения;
  • Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике знаний, умений, навыков;
  • Индивидуализация и дифференциация;
  • Сотрудничество учителя и обучающихся;
  • Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей учителя и обучающихся;
  • Сочетание уровневой и внеурочной деятельности

 

Этапы и сроки эксперимента:

Этапы подготовки и проведения эксперимента

IДиагностический этап.

 Анализ учебно-воспитательного процесса, выявление и формулировка противоречий, которые можно разрешить с помощью нововведения. Выявление проблемы и обоснование ее актуальности.

Срок: март 2011 года

 

II. Прогностический этап.

Постановка целей и задач, формулирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых  положительных результатов, а также возможных негативных последствий.

Срок : март 2011 года

Изучение возможностей и особенностей  каждого класса, изучающего технологию

Срок: 4 четверть 2010-2011 учебного года

Составление экспериментальной программы, ознакомление с программой педагогического коллектива

Срок: апрельский  педсовет 2011

Ознакомление родителей обучающихся с элементами нововведений

Срок: родительские собрания май - сентябрь2011 года

 

III. Организационный этап.

Создание организационных условий  (расписание учебных и внеучебных  занятий)

Срок.: август 2011

Создание банка проектных работ по всем модулям курса

Срок: 2011-2012 учебный год

Создание программы внеурочной деятельности, сопутствующей включению метода проектов

Срок: 2011-2012 учебный год

Организация уроков-проектов

Срок: 2011-2012 учебный год

 

IVПрактический этап.

Мониторинг удовлетворенности обучающихся проектной деятельностью

Срок: декабрь 2011, апрель2012

 

V.Обобщающий этап.

Обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, корректировка гипотезы, оформление и описание хода и результатов эксперимента.