г. Приозерск, Школа №4.

Официальный сайт муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 4"
Россия Ленинградская область г.Приозерск ул. Калинина 27 | school4-priozersk.ru | e-mail: school4-prz@mail.ru

Целевой воспитательный проект "Путь в мир прекрасного"

Официальный сайт МОУ СОШ №4 г. Приозерск.

    Российская Федерация
Муниципальное образование Приозерский муниципальный район Ленинградской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  4
с углублённым изучением отдельных предметов
г. Приозерска Ленинградской области

 

 

 

 

 

Целевой воспитательный проект

по художественно-эстетическому воспитанию

« Путь в мир прекрасного»

( для учащихся 5 – 11 классов)

 

 

 

 

 

Авторы – составители:

Клюшина З.Ю., учитель русского языка и литературы;

Васильева Е.С., учитель русского языка и литературы.

 

 

 

 

г. Приозерск

2010год

   Цель проекта – создать в школе необходимые условия для художественного творчества; повышения общей культуры.

 

 

 

        Задачи проекта:

 

  • воспитание способностей воспринимать, ценить  прекрасное в жизни и искусстве и создавать его в собственной творческой деятельности;
  • развитие творческого мышления, художественных музыкальных, литературных и хореографических способностей учащихся;
  • формирование художественного вкуса, эстетического идеала, понимания значимости искусства в жизни каждого человека;
  • развитие духовного мира учащихся на основе познания искусства;
  • воспитание бережного отношения к памятникам искусства и культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Важность и актуальность художественно-эстетического воспитания  в школе несомненна.
      В настоящее время мы являемся свидетелями размывания, нивелирования, утраты многих  общечеловеческих ценностей, идеалов, в том числе и эстетического идеала.
      Преобладающая роль в формировании эстетического идеала принадлежит искусству. К сожалению, многие современные писатели, кинематографисты забывают о том, что истинное произведение искусства должно утверждать прекрасное в жизни, в человеке и формировать  неприятие всего низкого, «безобразного». Очень часто ребёнок и в жизни, и в литературных, музыкальных, кинематографических произведениях встречается с фактами бездуховности, грубости, жестокости. Как противостоять тому, что называется «безобразным»?
     И вот тут своё слово должна сказать школа. Она никак не должна уступать своих позиций в деле художественно-эстетического  воспитания. Школа должна учить детей воспринимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве. Художественно-эстетическое воспитание тесно связано с нравственным и трудовым воспитанием. Ребёнок должен различать красивое и безобразное в человеческих поступках и отношениях, уважать  человека труда, видеть красоту сделанного руками людей.
      Художественно-эстетическое воспитание способствует формированию художественного вкуса, эстетического идеала и понимания значимости искусства в жизни человека. Воспитательная сила искусства заключается в том, что оно заставляет человека переживать самые разные чувства: восторг и негодование, грусть и радость, любовь и ненависть – и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни. Этические и эстетические представления тесно связаны с положительными и отрицательными эмоциями человека.
      Художественно-эстетическое воспитание формирует в ребёнке потребность в эстетической деятельности, в развитии собственных музыкальных, литературных, хореографических способностей. Ребёнок, имеющий опыт художественно-эстетической деятельности, умеющий  ценить и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, не позволит себе варварски относиться к памятникам искусства и культуры. Только из эстетического начала может развиваться нравственное сознание.
     В МОУ средняя общеобразовательная №4 с углублённым изучением отдельных предметов г. Приозерска Ленинградской области накоплен немалый опыт работы по художественно-эстетическому воспитанию учащихся. В течение многих лет успешно работает хореографический  коллектив «Каприз» под руководством учителя математики Гуцковой С.В. Созданы вокальные группы из учащихся 1-4, 5-6 классов (руководитель Пыхова О.Ф.) Систематически проводятся конкурсы рисунков, праздники, концерты. Но целостная система художественно-эстетического воспитания в школе отсутствует. Кроме того, работа по данному направлению проводится на общешкольном уровне, на уровне деятельности классных коллективов и классных руководителей она отсутствует или носит эпизодический характер. Существенным недостатком является и то, что учащиеся не вовлечены практически в эстетическую деятельность 
     Данный  целевой воспитательный проект является попыткой преодоления указанных недостатков и создания системы художественно-эстетического воспитания в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные содержательные направления реализации проекта.

 

  1. 1.    Мир прекрасного.

v Посещение Эрмитажа, Русского музея.

v Организация поездок на театральные и балетные представления в театры Санкт-Петербурга.

v Создание школьной Третьяковки.

v Проведение классных часов и практикумов на этические темы.

v Проведение цикла бесед о крупнейших музеях мира.

v  Формирование эстетических чувств посредством эстетики школьного быта.

 

  1. 2.    Твори, выдумывай, пробуй!

v Создание школьного  литературного объединения  «Шаг к Парнасу».

v Введение уроков ритмики.

v Создание театрального объединения «Маска».

v Проведение творческого периода «Пушкинская осень».

v Организация школьных Дельфийских Игр.

v Проведение фестиваля театральных постановок « Старая сказка на новый лад».

v  Фестиваль инсценированной басни.

v Конкурсы  чтецов «Золотинки».

v Конкурсы  фотографий «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

v Конкурсы  рисунков («Мой край озёрный», «Зимняя фантазия» и т.д.)

 

  1. 3.    Учимся понимать прекрасное.

v Разработка тематики классных часов цикла «Гордость человечества».

v Создание тематических электронных презентаций о выдающихся деятелях культуры и искусства.

v Организация встреч с поэтами, писателями, художниками.

v Проведение общешкольных  викторин по творчеству художников, музыкантов, писателей и поэтов.

v Проведение цикла игр «Умники и умницы» по творчеству деятелей искусства.

 

  1. 4.    Сохраним наследие…

v Организовать взаимодействие школы и Приозерского краеведческого музея, определить содержание и формы такого взаимодействия.

v  Организовать изучение истории памятников культуры и искусства на территории Приозерска и Призерского района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ресурсное обеспечение проекта.

 

 

  1. 1.    Нормативно-правовое:

 

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г., № 751;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года , №1756-р.;
  • Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа», сформулированная в Обращении Президента России Д.А.Медведева к Федеральному собранию Российской Федерации;
  • Концепция воспитания в Ленинградской области;
  • Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 24 мая1995 г. «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях»;
  • Программа воспитательной работы в МОУ средняя образовательная школа №4 с углублённым изучением отдельных предметов г. Приозерска Ленинградской области;
  • Целевой воспитательный проект по художественно-эстетическому воспитанию;
  • Положения о конкурсах, фестивалях, играх, о деятельности школьных творческих объединений.

 

 

  1. 2.    Программно-методическое:

 

  • разработка тематических классных часов (по параллелям);
  • определение тем проектов;
  • разработка сценариев праздников, фестивалей;
  • создание «копилки» сценариев мероприятий, классных часов по художественно-эстетическому воспитанию.

 

 

  1. 3.      Информационное:

 

  • ознакомление классных руководителей с основными положениями целевого воспитательного проекта;
  • обсуждение на МО классных руководителей, МО учителей русского языка и  литературы, музыки направлений целевого воспитательного проекта;
  • сообщение информации о направлениях целевого воспитательного проекта работникам городской  и районной библиотек, Приозерского краеведческого музея.

 

 

  1. 4.    Кадровое:

 

  • обеспечить руководителями из числа членов педагогического коллектива школьные творческие объединения  «Шаг к Парнасу», «Маска»;
  • обеспечить руководство школьной Третьяковки;
  • определить преподавателя  ритмики;
  • определить педагога-куратора целевого воспитательного проекта;
  • подобрать ответственных за озеленение рекреаций на 2-ом и 4-ом этажах.

 

 

 

  1. 5.    Организационное, материально-техническое:

 

  • составление расписания уроков ритмики;
  • планирование работы по художественно-эстетическому воспитанию; планирование тематических творческих периодов и согласование с другими направлениями воспитательной работы;
  • составление графика посещения музеев, экскурсий, поездок на театральные представления;
  • определение ответственных за разработку тематических классных часов, презентаций по эстетическим и этическим темам;
  • проведение общешкольного конкурса на лучшую разработку классного часа по художественно-эстетическому воспитанию;
  • определение ответственных за разработку сценариев фестивалей, праздников, игр;
  • согласование целевого воспитательного проекта с планом работы городской и районной библиотек;
  • введение в структуру органов ученического самоуправления Совета Третьяковки;
  • обеспечение  средств для музыкального сопровождения уроков ритмики;
  • выделение  финансовых средств для награждения победителей и участников конкурсов, фестивалей, праздников, игр;
  • выделение финансовых средств для деятельности театрального объединения;
  • приобретение репродукций для школьной Третьяковки;
  • приобретение цветочных вазонов, стоек, подставок, горшков для цветов в рекреации 2-го и 4-го этажей;
  • приобретение тюли, карнизов, банкеток в рекреации 2-го, 3-го, 4-го этажей;
  • приобретение ноутбука, проектора, музыкальных колонок для сопровождения мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию.

 

 

 

  1. 6.    Финансовое:

 

  • предусмотреть оплату работы педагогов-руководителей школьных творческих объединений;
  • предусмотреть оплату работы педагога-куратора целевого воспитательного проекта;
  • предусмотреть выделение средств на премирование победителей и участников конкурса на лучшую разработку классного часа по этической и эстетической теме;
  • предусмотреть финансовые средства на проведение экскурсий в музеи и поездок на театральные представления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы реализации проекта.

 

1 этап -  подготовительный (2010 – 2011г.)

 

  1. Аналитико-диагностическая деятельность:
  • разработка и проведение анкеты среди детей с целью выяснения потребностей в определённом виде творческой деятельности;
  • обработка результатов анкеты и коррекция положений целевого воспитательного проекта.

 

  1. Информация о целевом воспитательном проекте классных руководителей и учителей-предметников.
  2. Подбор руководителей школьных творческих объединений.
  3. Создание творческих групп  педагогов для разработки тематики классных часов по этическим и эстетическим проблемам.
  4. Разработка содержания и форм проведения классных часов по этическим и эстетическим проблемам.
  5. Составление плана работы поэтапной реализации целевого воспитательного проекта.
  6. Составление плана работы школьных творческих объединений.
  7. Изучение методики КТД.
  8. Решение вопросов, связанных с материально –техническим обеспечением целевого проекта.

 

 

2       этап – практический (2011 – 2013г.г.)

 

  1. Апробация новых форм художественно-эстетического воспитания учащихся.
  2. Реализация тематических циклов по эстетическому и этическому воспитанию.
  3. Моделирование системы художественно-эстетического воспитания.
  4. Вовлечение всех учащихся школы в эстетическую деятельность.
  5. Диагностика эстетической воспитанности учащихся.
  6. Анализ качественного уровня проводимых общешкольных мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию.

 

 

3       этап – обобщающий (2014 – 2015г.)

 

 

  1. Обработка данных диагностики эстетической воспитанности учащихся.
  2. Анализ эффективности модели художественно-эстетического воспитания.
  3. Коррекция содержания и форм  художественно-эстетического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты реализации целевого проекта.

 

       Конечный результат эстетического воспитания – гармоническая личность, всесторонне развитый человек, образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства.

   (Рукавицын М.М.)                                                                                                                     

   

     В результате  осуществления целевого воспитательного проекта по художественно-эстетическому воспитанию выпускник МОУ средняя общеобразовательная средняя школа №4 с углублённым изучением отдельных предметов должен иметь:

  • высокий уровень культуры и эстетической воспитанности;
  • испытывать потребность в эстетической деятельности, в        приобщении к прекрасному;
  • понимать  и ценить красоту в жизни и в искусстве;
  • любить чистоту и порядок;
  • уважительно относиться к памятникам культуры и искусства.