г. Приозерск, Школа №4.

Официальный сайт муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 4"
Россия Ленинградская область г.Приозерск ул. Калинина 27 | school4-priozersk.ru | e-mail: school4-prz@mail.ru

Целевой воспитательный проект "Здоровье в твоих руках"

Официальный сайт МОУ СОШ №4 г. Приозерск.

Российская Федерация
Муниципальное образование Приозерский муниципальный район

Ленинградской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 4
с углублённым изучением отдельных предметов
г. Приозерска Ленинградской области

 

 

 

 

 

 

 

Целевой воспитательный проект

по воспитанию культуры здоровья

«Здоровье в твоих руках»

( для учащихся 1 – 11 классов)

 

 

 

 

 

Авторы – составители:

Бакулина Г.А., учитель физической культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Приозерск

2010год

 

" Здоровье в твоих руках"

 

Обоснование проекта

 Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические данные: физиологически зрелыми рождаются не болеё 14% детей; 25-35 % детей, пришедших в 1-ый клacc, имеют физические недостатки или хронические заболевания; 9- 10 % выпускников школ можно считать здоровыми.

Освобождение системы образования от жестких рамок привычных стереотипов и норм, появление новых степеней свободы у образовательных учреждений дали поразительный толчок творчеству. Но вместе с ним возросла учебная нагрузка обучающихся. Чтобы решить это противоречие, нужна программная скоординированная работа всех участников учебно-воспитательного процесса, опирающаяся на научно-обоснованные решения и рекомендации.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы, безопасность страны, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи.

Интенсификация обучения – один из главных факторов неблагополучия здоровья учащихся – проявляется в разных формах. Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников – общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков многими учителями. До 80% учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели нервно-психического и психологического здоровья.

Неэффективно построенная система физического воспитания приводит к снижению двигательной активности школьников, выраженной гипокинезии, лежащих в основе нарушения обмена веществ, приобретения избыточной массы тела, эндокринных заболеваний и многих других недугов.

Обязательными компонентами государственной политики в области охраны и укрепления здоровья  детей и подростков являются:

1.                  научно-методическое обеспечение;

2.                  законодательная база и подзаконные акты, обеспечивающие  сохранение и укрепление здоровья в процессе обучения и воспитания;

3.                  создание  условий для благоприятного роста и развития детей в школе;

4.                  использование здоровьесберегающих образовательных технологий;

5.                  формирование здорового образа жизни подрастающего поколения;

6.                  эффективное медицинское обеспечение в школе.

В школе в настоящее время существует ряд проблем, таких как:

1.      проблему учебных перегрузок школьников, приводящих к состоянию переутомления;

2.      проблему организации физической активности учащихся, профилактики гиподинамии;

3.      проблему питания школьников;

4.      проблему охраны и укрепления психологического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.);

5.      проблему формирования культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.

6.                  проблему организации сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей

 Цель воспитательного проекта

Разработка целостной социально-педагогической системы, здоровьесберегающих технологий и применение их в целях коренного улучшения состояния и качества здоровья всех участников образовательного процесса; формирование мотивации и ответственности за сохранение собственного здоровья.

Задачи:

  • внедрение современных методов мониторинга здоровья,
  • внедрение новых методов и технологий по реабилитации детей с различными видами нарушений в физическом развитии,
  • разработка мероприятий, которые уменьшат риск возникновения заболеваний,
  • пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ),
  • оказание помощи родителям по сохранению здоровья детей,
  • просвещение педагогического коллектива по здоровьезберегающим технологиям.
  • Внедрение условий для охраны жизни, здоровья и безопасности обучающихся

 

Объекты программы:

 обучающиеся 1-11 классов; педагогический коллектив; родители; медицинский работник школы; общественные и государственные организации города и района.

Основные направления программы и их обеспечение

1. Организационно-методическая деятельность по здравоохранению и здравоукреплению обучающихся.

  • Мониторинг здоровья школьников, педагогов, травматизма детей, микросреды ОУ, состояния физического развития обучающихся, диагностика зрения.
  • Разработка программ: спортивно-оздоровительная работа, валеология в школе и дома, половое воспитание детей, нравственное здоровье.
  • Разработка методических рекомендаций: по работе спецгрупп на уроках физкультуры, проведение спортивно-оздоровительного часа в школе, динамические паузы на уроке, медико-экологическая реабилитация детей с хроническими заболеваниями, медико-педагогическая реабилитация детей –инвалидов.
  • Организация работы с родителями по проблемам сохранения и укрепления здоровья их детей.
  • Организация психолого-педагогической помощи детям и их родителям.
  • Разработка цикла семинаров для педагогического коллектива по здоровьесберегающим и здравоукрепляющим методикам.

2. Улучшение санитарных условий и совершенствование санитарно-оздоровительных мероприятий.

  • Разработка принципов проведения индивидуальных профилактических осмотров состояния здоровья детей и учителей в школе.
  • Привлечение узких специалистов для организации и проведения углубленных осмотров детей в школе.
  • Разработка и внедрение научно-методических рекомендаций по паспортизации здоровья детей и подростков как одной из форм контроля и личностно-ориентированной коррекции и здоровья обучающихся.
  • Мониторинг состояния здоровья школьников и учителей с целью определения важнейших направлений их оздоровления.
  • Использование экспресс-диагностики  по выявлению и профилактике наркомании, токсикомании и других вредных привычек.
  • Определение группы детей с хроническими заболеваниями и разработка программы по их оздоровлению.

3. Организация питания.

  • Организация питания детей с учётом всех возможных форм финансирования, в том числе и родительской платы.
  • Определение категории детей, нуждающихся в бесплатном питании.
  • Охват всех обучающихся горячим питанием.
  • Организация фитобара и витаминных столов.

4. Инновационная деятельность по укреплению и сохранению здоровья детей в школе.

  • Отработка моделей: формирования валеологической культуры и валеосферы, взаимодействия медработника и педагогов по вопросу охраны и укрепления здоровья детей.
  • Исследование влияния различных технологий на здоровье детей.
  • Мониторинг влияния внутришкольных факторов на здоровье детей.
  • Мониторинг адаптации детей, имеющих трудности при обучении, к учебному процессу.
  • Подготовка рекомендаций по выявлению таких детей, системе учёта, профилактической работе.

5. Обучение здоровью участников учебно-воспитательного процесса.

  • Введение спецкурсов по ЗОЖ.
  • Контроль по выполнению программ ОБЖ, физкультуры.
  • Организация занятий по ритмике, лечебной физкультуре, танцам.
  • Организация клубной работы ( туристический клуб, НЦ «Я – спасатель», «Зарница», ЮИД, ДЮП), спортивных секций.
  • Организация физкультурного досуга детей совместно с родителями.
  • Организация мероприятий по ЗОЖ,  ГО и безопасности в различных жизненных ситуациях.
  • Организация отдыха во время перемен.
  • Введение в систему уроков мероприятий по профилактике гиподинамии.

6. Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта.

  • Подбор педагогических кадров.
  • Апробирование универсальной системы тестирования уровня физической подготовленности детей «Президентские тесты».
  • Проведение круглого стола по  вопросу «Физкультура и спорт в КСОШ №1».
  • Комплектация специальных групп для детей с ослабленным здоровьем.
  • Введение спортивно-оздоровительных дней в школе.
  • Организация массовых соревнований.
  • Использование в учебном процессе комплексных физических упражнений для динамических пауз на уроке.
  • Осуществление мер по модернизации системы физического воспитания на основе современных технологий и методик.
  • Разработка рекомендаций по использованию естественных средств оздоровления и физкультуры в условиях семьи.

7. Внедрение оптимальной системы медицинского обеспечения по оказанию помощи детям.

  • Контроль за расписанием уроков в целях упорядочения учебной нагрузки, за объёмом д/з.
  • Подготовка памятки о режиме дня и рекомендации для родителей по организации учебной работы ребёнка.
  • Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школьных помещений.
  • Профилактика болезней ( близорукости, сколиоза, инфекционных заболеваний, табакокурения, алкоголизма, наркомании, СПИДа).
  • Проведение санитарно-просветительской работы среди родителей.
  • Проведение уроков здоровья, радиопередач, тренингов.
  • Разработка рекомендаций по преодолению школьных стрессов.

 

Ресурсное обеспечение выполнения проекта

1.Законодательно-нормативное обеспечение программы: Конституция РФ; Декларация прав ребенка; закон РФ ''Об образовании"; санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзора; приказ № 1418от 15.05.2001 г. Министерства образова­ния РФ "Об утверждении примерного положения о центре содействия укреплению, здоровья обучающихся,

2  Кадровое обеспечение: проведение консультаций по оказанию помощи классным руководителям в планировании физкультурного раздела работы с учащимися класса с учётом плана физкультурно-спортивной работы школы; по организации изучения педагогическим коллективом возможных вариантов физкультурных пауз и приёмов снятия зрительного и мышечного утомления; Обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом плане, а также методике обучения школьников приёмам личной самодиагностики.

3. программно-методическое обеспечение: создание банка тематики и содержания классных часов,  сценариев праздников и мероприятий, диагностических методик

 

Сроки   реализации   программы:

   2010 -2015 гг.

План реализации проекта

. Структура программы.

  • Соматическое здоровье – уроки биологии и ОБЖ, спецкурсы, пропаганда ЗОЖ, профилактика вредных привычек, работа медкабинета.
  • Физическое здоровье – физкультура, спорт, фиминутки, динамические минутки, зарядка, режим дня, секции и клубы.
  • Психическое здоровье – психогигиена, работа школьного психолога и социального педагога.
  • Нравственное здоровье – половое воспитание, межличностные  и межвозрастные отношения, поиски бесконфликтного общения.

 


. Оздоровительная модель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План мероприятий по реализации проекта

 Класс

Соматическое здоровье

Физическое здоровье

Психологическое здоровье

Нравственное здоровье

1 - 4

Знакомство с организмом человека. Чистота – залог здоровья. Расту здоровым. Кто нас лечит. Как уберечь себя от травм. Цвета светофора. Огонь – это опасно. Гигиена девочек. Гигиена мальчиков. Уход за одеждой. Культура поведения во время болезни. Культура питания.

Подвижные игры.

Закаливание организма. Работа школьных секций. Спортивные соревнования.

Весёлые старты.

Маршрут выходного дня (семейная образовательная программа «Мы вместе» по оздоровлению детей родителями).

 

Психодиагностика.

Ужасные привычки в школе и дома.Чтопрячется в капле никотина. 

Слово о маме. Дом, в котором я живу. Братья наши меньшие. МояРодина.Цветик-самоцветик.

5 - 7

Царство зелёного змея. Культура личной гигиены. Спецкурс «Полезные привычки». ЮИД академия. Лекторий ДЮП. Культура личной гигиены. Культура учебного труда. Оказание первой помощи.Коа-кола и чупа-чупс: вредны ли они.

Старты надежд. Работа школьных секций. Спортивные соревнования.

Конкурс строя и песни. Дежурство на дороге. «Зарница»

Психодиагностика.

Обучение психологической гимнастике. Как жить не ссорясь.

Тренинги «Я люблю своё тело»

В ладу с самим собой. Мечтательность, страх, испуг.

Под крышей дома своего. Вместе весело шагать. Драться или не драться: разговор по душам. Папы, мамы, бабушки и дедушки: вмсестелучше. В природном царстве. Моё село.

8 - 11

Размышления о наркомании. СПИД- это реальность или миф. Уберечь от дурмана. Школьнику о вреде алкоголя и курения. Пьянство и закон.

Гигиена юноши и девушки Культура физического здоровья. Гигиена рабочего места. Организация труда. Азбука половой жизни. У порога семейной жизни. Ромео и Джульетта в школе: проблемы взаимоотношений.

Работа школьных секций. Спортивные соревнования.

Соревнования допризывников.Физтестирование.

Психодиагностика.

Тренинги «Умей сказать нет».

Встреча с докторомСпоком.

Спешите делать добро. Давайте говорить друг другу комплименты. Любовь за любовь: красота родной земли. Как быть красивой.Светмой, зеркальце, скажи. Блистающиймир.Первоесвидание.

 

Используемые формы:

• Анкетирование, опрос (родителей, учащихся).

• Наблюдение (учитель, медицинская сестра, психолог).

• Мониторинг диагностики здоровья и антропометрических данных.

• Консультирование родителей по вопросам оздоровления детей.

 Родительские собрания « Методы оздоровления детей в условиях гимназии», «условия воспитания здорового ребёнка в семье», « Предупреждение переутомления», «Организация режима дня ребёнка».

  • • Уроки здоровья: Обучение школьников приёмам личной самодиагностики, саморегуляции

 

• Исследовательская работа по охране и укреплению здоровья, защита проектов.

• Физкультурно – оздоровительные мероприятия (походы, прогулки, спортивные праздники, дни здоровья, весёлые старты, эстафеты, спартакиады).

• Зарядка (комплекс физических упражнений и точечного массажа).

• питьевая вода в классе.

• Организация горячего питания в классе.

• Встречи с приглашением врачей, специалистов по охране и укреплению здоровья.

• Организация сменных стендов « Азбука здоровья» (правила, советы, и т.д.)

• Организация летнего отдыха в классе и семейного летнего отдыха.

• Организация перемен (игровые , театральные и т. д.), динамической перемены 20 минут на свежем воздухе в любое время года.

  • Организация  работы спецкурсов по изучению способов повышения работоспособности (обучение приёмам гимнастики для глаз, рук, ног, приёмам самомассажа и релаксации)
  • Организация спортивных секций для учителей групп здоровья
  • Организация спортивных секций для родителей и детей (секции выходного дня)
  • Проведение спортивных игр среди детей, родителей, учителей
  • Консультации по итогам диагностик физического развития детей
  • Семинары по обмену опытом формирования ЗОЖ и физической активности в семье.
    • Разработка индивидуальных планов с детьми, имеющими отклонения в здоровье (физические упражнения)
  • Ежегодные комплексные медосмотры учащихся с последующими рекомендациями классным руководителям, учителям-предметникам, родителям
  • Работа по созданию режима учебных занятий и самостоятельной работы детей, обеспечивающего сохранение высокого уровня работоспособности
  • Обеспечение необходимого санитарно-гигиенического режима (подбор мебели, влажная уборка, освещённость, тепловой режим, рациональное питание) - вплоть до диетического питания по рекомендации врача
  • Психологический тренинг для учащихся
  • Осуществление профориентации с учётом состояния здоровья и психофизических особенностей учащихся
  • Строгое соблюдение правил ТБ, осуществление необходимых мер по охране здоровья и жизни учащихся

Организация научно-практической подготовки учителей по направлениям "Урок здоровья" – здоровый урок" по программе здоровьесберегающей педагогики .

Проведение консультаций для учителей по результатам медицинских осмотров и итогам медицинской и психологических диагностик учащихся с обязательной постановкой новых целей и задач в развитии детей в физическом, психическом аспектах

Консультации для учителей по сохранению собственного здоровья (желательно с привлечением специалистов, медицинских работников)

6. Оздоровление педагогического коллектива (традиционные Дни здоровья, индивидуальные программы оздоровления и консультации врача, тренинги для учителей), организация груди здоровья для учителей. Информирование педагогического коллектива о состоянии и профилактике заболеваемости и травматизма

  • Ежегодный профосмотр учителей узкими специалистами, заключения договора о сотрудничестве с медицинскими учреждениями города

Работа по улучшению интерьера школы, классов (озеленение, соответствующая окраска стен, мебели

Проведение циклов классных часов по валеологической тематике, обучению ЗОЖ, профилактике алкоголизма, курения, наркомании.

Школьные валеологические семинары, конференции, выпуск школьной газеты "Здоровье - залог оптимизма".

Организация медицинского лектория для учащихся по пропаганде ЗОЖ.

Оформление и периодическое обновление уголков здоровья, медицинской комнаты.

Включение в учебный план школы экологических спецкурсов

Деятельность экологического клуба.

Создание экологической библиотечки школы, работа постоянно действующей выставки литературы по экологической тематике, картотеки литературы.

Выпуск экологических газет или постоянно действующая экологическая рубрика в школьной газете.

Проведение в школе ежегодной экологической конференции.

Природоохранная деятельность учащихся на территории школы и микрорайона (рейды экономии, экологические десанты, сбор тревожной информации).

Привлечение  учащихся к облагораживанию пришкольной территории (создание школьного парка, Альпийской горки, реконструкция клумб и т.д.).

Привлечение родите к участию в создании интерьера школы, классов, облагораживанию пришкольной территории

Проведение практикумов, лекториев для учителей по вопросам школьной валеологии,

 информирование учителей об адапционных изменениях психики при повышении умственной нагрузки, о последствиях, хронической травматизации школьников в процессе обучения, о патологических отклонениях характера, неврозах, психических и соматических заболеваниях и т.д.

Изучение и обобщение передового опыта по экологическому воспитанию, включение вопросов экологии во все учебные дисциплины.

Проведение ежегодных семинаров - практикумов по пропаганде экологических знаний для учителей.

Организация временных творческих групп учителей по экологическому воспитанию.

Проведение конкурсов методических разработок по организации природоохранительного просвещения

Привлечение бывших выпускников и родителей учащихся к работе по пропаганде ЗОЖ (приглашение  для  выступления на классных; часах, беседах, лекциях ведения спецкурсов по ЗОЖ)

Индивидуальная работа с асоциальными семьями

Привлечение к сотрудничеству природоохранных предприятий и организации города

Работа по пропаганде логических знаний среди жителей микрорайона (выпуск рекламных щитов, плакатов, экологические десанты в домах микрорайона, индивидуальные беседы и лекции для родителей силами творческих групп учителей и членов экологического клуба)

Установление связей с экологическими общественными движениями, международными природоохранными организациями

Мероприятия, проводимые на протяжении всего учебного года

1.                  Поддержание санитарно-гигиенического режима (рациональное расписание, влажные уборки, освещённость рабочих мест учащихся, подбор мебели, воздушно-тепловой режим и т.д.).

2.                  Организация ежедневного горячего питания для учащихся, систематический контроль качества пищи (тепловой режим, разнообразие, соответствие санитарным требованиям).

3.                  Работа по профилактике травматизма.

4.                  Физкультурные паузы на уроках, разработка комплексов упражнений для профилактики зрительного утомления, нарушения осанки.

5.                  Работа специальных групп по физическому воспитанию.

6.                  Валеологическое образование педагогического коллектива, работа постоянно действующего валеологического семинара для учителей, оказание методической помощи педагогам по реализации валеологического подхода к урокам.

7.                  Работа спортивных кружков и секций, тренажёрного зала.

8.                  Работа танцевальных кружков (народного и эстрадного танца), группы шейпинга.

9.                  Работа экологического клуба.

10.              Работа факультативов по здоровому образу жизни

11.              Индивидуальные консультации психологов для учащихся, учителей, родителей. Психологический тренинг для учителей.

12.              Работа лектория для родителей. Темы лекций: "Режим дня школьника", "Питание и здоровье", "Профилактика простудных заболеваний", "Профилактика острых кишечных заболеваний", "Закаливание детей", "Культура питания", "Профилактика детского травматизма", "Профилактика вредных привычек", "Влияние конфликтов в семье на здоровье детей", "Организация досуга детей в семье" и пр.

13.              Индивидуальные консультации врача для учителей и учащихся, разработка системы индивидуальных схем оздоровления.

14.              Разработка межпредметного проекта "Планировка пришкольной территории", "Повестка 21 для школы".

15.              Мероприятия по улучшению интерьера школы, создание уюта в столовой, медкабинете.

16.              Внеклассная и внешкольная работа по пропаганде здорового образа жизни.

17.              Усиление валеологической составляющей предметов естественнонаучного цикла (прежде всего биологии).

18.              Работа по программе профилактики табакокурения и программе полового воспитания (см. Приложения).

19.              Периодический выпуск газеты "Здоровый образ жизни".

20.              Анкетирование учащихся с целью определения степени сформированности навыков ЗОЖ, изучения отношения учащихся к своему здоровью (по плану диагностических мероприятий).

Ожидаемые результаты:

  • внедрение оптимального режима учебного труда и активного отдыха;
  • повышение уровня физического, психического и социального здоровья обучающихся;
  • уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья; повышение уровня лечебной и профилактической работы;
  • осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
  • повышение чувства собственного достоинства школьников, педагогов, их социального самосознания;
  • создание комфортный стиль межличностных отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса;
  • максимальное предоставление ребенку возможностей для своего физического развития в органическом единстве с гигиеническими и физиологическими требованиями;
  • выполнение регламентированных программой педагогических мероприятий — обучение здоровью;
  • увеличение двигательной активности обучающихся (физкультминутки, подвижные перемены, увеличение количества спортивных секций, спортивные мероприятия);
  • вовлечение окружающего социума в школьную жизнь.

 

Организация контроля за выполнением программы:

администрация

Физкультурно-оздоровительный центр школы ,

органы ученического самоуправления.