Целевой воспитательный проект "Путь в мир прекрасного"
Российская Федерация
Муниципальное образование Приозерский муниципальный район Ленинградской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4
с углублённым изучением отдельных предметов
г. Приозерска Ленинградской области
Целевой воспитательный проект
по художественно-эстетическому воспитанию
« Путь в мир прекрасного»
( для учащихся 5 – 11 классов)
Авторы – составители:
Клюшина З.Ю., учитель русского языка и литературы;
Васильева Е.С., учитель русского языка и литературы.
г. Приозерск
2010год
Цель проекта – создать в школе необходимые условия для художественного творчества; повышения общей культуры.
Задачи проекта:
- воспитание способностей воспринимать, ценить прекрасное в жизни и искусстве и создавать его в собственной творческой деятельности;
- развитие творческого мышления, художественных музыкальных, литературных и хореографических способностей учащихся;
- формирование художественного вкуса, эстетического идеала, понимания значимости искусства в жизни каждого человека;
- развитие духовного мира учащихся на основе познания искусства;
- воспитание бережного отношения к памятникам искусства и культуры.
Важность и актуальность художественно-эстетического воспитания в школе несомненна.
В настоящее время мы являемся свидетелями размывания, нивелирования, утраты многих общечеловеческих ценностей, идеалов, в том числе и эстетического идеала.
Преобладающая роль в формировании эстетического идеала принадлежит искусству. К сожалению, многие современные писатели, кинематографисты забывают о том, что истинное произведение искусства должно утверждать прекрасное в жизни, в человеке и формировать неприятие всего низкого, «безобразного». Очень часто ребёнок и в жизни, и в литературных, музыкальных, кинематографических произведениях встречается с фактами бездуховности, грубости, жестокости. Как противостоять тому, что называется «безобразным»?
И вот тут своё слово должна сказать школа. Она никак не должна уступать своих позиций в деле художественно-эстетического воспитания. Школа должна учить детей воспринимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве. Художественно-эстетическое воспитание тесно связано с нравственным и трудовым воспитанием. Ребёнок должен различать красивое и безобразное в человеческих поступках и отношениях, уважать человека труда, видеть красоту сделанного руками людей.
Художественно-эстетическое воспитание способствует формированию художественного вкуса, эстетического идеала и понимания значимости искусства в жизни человека. Воспитательная сила искусства заключается в том, что оно заставляет человека переживать самые разные чувства: восторг и негодование, грусть и радость, любовь и ненависть – и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни. Этические и эстетические представления тесно связаны с положительными и отрицательными эмоциями человека.
Художественно-эстетическое воспитание формирует в ребёнке потребность в эстетической деятельности, в развитии собственных музыкальных, литературных, хореографических способностей. Ребёнок, имеющий опыт художественно-эстетической деятельности, умеющий ценить и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, не позволит себе варварски относиться к памятникам искусства и культуры. Только из эстетического начала может развиваться нравственное сознание.
В МОУ средняя общеобразовательная №4 с углублённым изучением отдельных предметов г. Приозерска Ленинградской области накоплен немалый опыт работы по художественно-эстетическому воспитанию учащихся. В течение многих лет успешно работает хореографический коллектив «Каприз» под руководством учителя математики Гуцковой С.В. Созданы вокальные группы из учащихся 1-4, 5-6 классов (руководитель Пыхова О.Ф.) Систематически проводятся конкурсы рисунков, праздники, концерты. Но целостная система художественно-эстетического воспитания в школе отсутствует. Кроме того, работа по данному направлению проводится на общешкольном уровне, на уровне деятельности классных коллективов и классных руководителей она отсутствует или носит эпизодический характер. Существенным недостатком является и то, что учащиеся не вовлечены практически в эстетическую деятельность
Данный целевой воспитательный проект является попыткой преодоления указанных недостатков и создания системы художественно-эстетического воспитания в школе.
Основные содержательные направления реализации проекта.
- 1. Мир прекрасного.
v Посещение Эрмитажа, Русского музея.
v Организация поездок на театральные и балетные представления в театры Санкт-Петербурга.
v Создание школьной Третьяковки.
v Проведение классных часов и практикумов на этические темы.
v Проведение цикла бесед о крупнейших музеях мира.
v Формирование эстетических чувств посредством эстетики школьного быта.
- 2. Твори, выдумывай, пробуй!
v Создание школьного литературного объединения «Шаг к Парнасу».
v Введение уроков ритмики.
v Создание театрального объединения «Маска».
v Проведение творческого периода «Пушкинская осень».
v Организация школьных Дельфийских Игр.
v Проведение фестиваля театральных постановок « Старая сказка на новый лад».
v Фестиваль инсценированной басни.
v Конкурсы чтецов «Золотинки».
v Конкурсы фотографий «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»
v Конкурсы рисунков («Мой край озёрный», «Зимняя фантазия» и т.д.)
- 3. Учимся понимать прекрасное.
v Разработка тематики классных часов цикла «Гордость человечества».
v Создание тематических электронных презентаций о выдающихся деятелях культуры и искусства.
v Организация встреч с поэтами, писателями, художниками.
v Проведение общешкольных викторин по творчеству художников, музыкантов, писателей и поэтов.
v Проведение цикла игр «Умники и умницы» по творчеству деятелей искусства.
- 4. Сохраним наследие…
v Организовать взаимодействие школы и Приозерского краеведческого музея, определить содержание и формы такого взаимодействия.
v Организовать изучение истории памятников культуры и искусства на территории Приозерска и Призерского района.
Ресурсное обеспечение проекта.
- 1. Нормативно-правовое:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г., № 751;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года , №1756-р.;
- Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа», сформулированная в Обращении Президента России Д.А.Медведева к Федеральному собранию Российской Федерации;
- Концепция воспитания в Ленинградской области;
- Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 24 мая1995 г. «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях»;
- Программа воспитательной работы в МОУ средняя образовательная школа №4 с углублённым изучением отдельных предметов г. Приозерска Ленинградской области;
- Целевой воспитательный проект по художественно-эстетическому воспитанию;
- Положения о конкурсах, фестивалях, играх, о деятельности школьных творческих объединений.
- 2. Программно-методическое:
- разработка тематических классных часов (по параллелям);
- определение тем проектов;
- разработка сценариев праздников, фестивалей;
- создание «копилки» сценариев мероприятий, классных часов по художественно-эстетическому воспитанию.
- 3. Информационное:
- ознакомление классных руководителей с основными положениями целевого воспитательного проекта;
- обсуждение на МО классных руководителей, МО учителей русского языка и литературы, музыки направлений целевого воспитательного проекта;
- сообщение информации о направлениях целевого воспитательного проекта работникам городской и районной библиотек, Приозерского краеведческого музея.
- 4. Кадровое:
- обеспечить руководителями из числа членов педагогического коллектива школьные творческие объединения «Шаг к Парнасу», «Маска»;
- обеспечить руководство школьной Третьяковки;
- определить преподавателя ритмики;
- определить педагога-куратора целевого воспитательного проекта;
- подобрать ответственных за озеленение рекреаций на 2-ом и 4-ом этажах.
- 5. Организационное, материально-техническое:
- составление расписания уроков ритмики;
- планирование работы по художественно-эстетическому воспитанию; планирование тематических творческих периодов и согласование с другими направлениями воспитательной работы;
- составление графика посещения музеев, экскурсий, поездок на театральные представления;
- определение ответственных за разработку тематических классных часов, презентаций по эстетическим и этическим темам;
- проведение общешкольного конкурса на лучшую разработку классного часа по художественно-эстетическому воспитанию;
- определение ответственных за разработку сценариев фестивалей, праздников, игр;
- согласование целевого воспитательного проекта с планом работы городской и районной библиотек;
- введение в структуру органов ученического самоуправления Совета Третьяковки;
- обеспечение средств для музыкального сопровождения уроков ритмики;
- выделение финансовых средств для награждения победителей и участников конкурсов, фестивалей, праздников, игр;
- выделение финансовых средств для деятельности театрального объединения;
- приобретение репродукций для школьной Третьяковки;
- приобретение цветочных вазонов, стоек, подставок, горшков для цветов в рекреации 2-го и 4-го этажей;
- приобретение тюли, карнизов, банкеток в рекреации 2-го, 3-го, 4-го этажей;
- приобретение ноутбука, проектора, музыкальных колонок для сопровождения мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию.
- 6. Финансовое:
- предусмотреть оплату работы педагогов-руководителей школьных творческих объединений;
- предусмотреть оплату работы педагога-куратора целевого воспитательного проекта;
- предусмотреть выделение средств на премирование победителей и участников конкурса на лучшую разработку классного часа по этической и эстетической теме;
- предусмотреть финансовые средства на проведение экскурсий в музеи и поездок на театральные представления.
Этапы реализации проекта.
1 этап - подготовительный (2010 – 2011г.)
- Аналитико-диагностическая деятельность:
- разработка и проведение анкеты среди детей с целью выяснения потребностей в определённом виде творческой деятельности;
- обработка результатов анкеты и коррекция положений целевого воспитательного проекта.
- Информация о целевом воспитательном проекте классных руководителей и учителей-предметников.
- Подбор руководителей школьных творческих объединений.
- Создание творческих групп педагогов для разработки тематики классных часов по этическим и эстетическим проблемам.
- Разработка содержания и форм проведения классных часов по этическим и эстетическим проблемам.
- Составление плана работы поэтапной реализации целевого воспитательного проекта.
- Составление плана работы школьных творческих объединений.
- Изучение методики КТД.
- Решение вопросов, связанных с материально –техническим обеспечением целевого проекта.
2 этап – практический (2011 – 2013г.г.)
- Апробация новых форм художественно-эстетического воспитания учащихся.
- Реализация тематических циклов по эстетическому и этическому воспитанию.
- Моделирование системы художественно-эстетического воспитания.
- Вовлечение всех учащихся школы в эстетическую деятельность.
- Диагностика эстетической воспитанности учащихся.
- Анализ качественного уровня проводимых общешкольных мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию.
3 этап – обобщающий (2014 – 2015г.)
- Обработка данных диагностики эстетической воспитанности учащихся.
- Анализ эффективности модели художественно-эстетического воспитания.
- Коррекция содержания и форм художественно-эстетического воспитания.
Ожидаемые результаты реализации целевого проекта.
Конечный результат эстетического воспитания – гармоническая личность, всесторонне развитый человек, образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства.
(Рукавицын М.М.)
В результате осуществления целевого воспитательного проекта по художественно-эстетическому воспитанию выпускник МОУ средняя общеобразовательная средняя школа №4 с углублённым изучением отдельных предметов должен иметь:
- высокий уровень культуры и эстетической воспитанности;
- испытывать потребность в эстетической деятельности, в приобщении к прекрасному;
- понимать и ценить красоту в жизни и в искусстве;
- любить чистоту и порядок;
- уважительно относиться к памятникам культуры и искусства.