Целевой воспитательный проект "Путь в мир профессии"
Российская Федерация
Муниципальное образование Приозерский муниципальный район Ленинградской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов
Целевой воспитательный проект
по профессионально-трудовому воспитанию
«Путь в мир профессий»
(для учащихся 1-11 классов)
Автор-составитель: Педагог-психолог,
к.п.н.,Мачехина О.П.
Г. Приозерск
2010год
- 1. Обоснование проекта (актуальность и значимость)
Современное понимание профориентационной работы в школе заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
К основным положениям, оказывающим существенное влияние на постановку всей профориентационной работы относятся идеи концептуального характера. Одна из них - идея организации профориентационной работы, основанной на диагностическом исследовании личности, тщательном учете интересов и способностей, необходимых для правильного выбора профессии, другая - воспитательная концепция. Диагностика и воспитание - одинаково важные и органически связанные направления практической работы по профессиональной ориентации учащихся.
К идее методологического характера относится идея дифференцированного подхода к проведению профориентационной работы с учащимися. Она предусматривает предварительную классификацию учащихся по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах. Дифференциальный подход позволяет вести профориентационную работу более целенаправленно и эффективно.
Профессиональное самоопределение личности — сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями к профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры
Особое место в профессиональном самоопределении подрастающего поколения должно принадлежать школе. К сожалению, существующая в школах методическая база для проведения профориентационной работы весьма слаба. Школьный курс по выбору профессии не ведется в полном объеме из-за отсутствия подготовленных педагогических кадров. Система профессиональной ориентации нуждается в согласовании профориентационных программ служб занятости с программами отделов народного образования.
Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному осознанию своего места в обществе, а также корректировке и реализации перспектив своего развития.
Программа разработана на основании законодательных и нормативно-правовых актов:
- Конвенции о правах ребенка;
- Конституции Российской Федерации;
- Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
- Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
- Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;
- - приказа Министерства образования Российской федерации и Министерства труда и - Закона Санкт-Петербурга от 20.03.2008 № 140-24 «О программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы»;
- - постановления Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2006 № 1192 «О программе развития рынка труда в Санкт-Петербурге на 2006-2015 годы»;
2. Цель проекта
Создание условий для воспитания сознательного отношения к труду, профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Создание системы действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы способствовала формированию у учащихся потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, способностями каждой личности.
3. Задачи проекта
- сформировать у учащихся знания о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности; - сформировать положительное отношение к труду;
- сформировать у учащихся активную позицию по отношению к выбору будущей профессии;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- научить анализировать свои возможности и способности формирования общественно значимых мотивов выбора профессии;
- аучить разбираться в содержании профессиональной деятельности
4 Основные содержательные направления проекта:
- Профессиональная информация (просвещение и информирование)
- Профориентационная диагностика
- Профессиональное воспитание.
- Профессиональная консультация.
- Профессиональный отбор
Профессиональная информация предполагает полное и всестороннее знакомство учащихся с миром профессий, с правилами выбора профессии, с социально-экономическими, психологическими и медико-физиологическими аспектами выбора профессии, что является важнейшей предпосылкой для выработки готовности к профессиональному выбору.
Главной задачей профинформации является воспитание любви к любому виду трудовой деятельности, знакомство с потребностями страны в целом и конкретного региона в частности в специалистах на современном этапе и на ближайшую перспективу. Она также в первую очередь должна поднимать престиж востребованных на рынке труда профессий. Начинать эту работу можно с 1-го класса, постепенно, от класса к классу расширяя и усложняя круг сведений.
Организатором этой работы должен быть классный руководитель. Вопросы профинформации должны органично войти в план воспитательной работы с классом. Это могут быть беседы, классные часы, диспуты, экскурсии профориентационной направленности. К проведению этих мероприятий вполне возможно привлечь и педагога-психолога, и школьного библиотекаря, и врача, и членов родительского комитета, и школьные молодежные организации, и представителей предприятий и организаций района, которые в соответствии со своей профессиональной компетентностью будут информировать учащихся о разнообразных аспектах профессионального самоопределения;
Профориентационная диагностика предполагает
- исследование мотивации выбора профессии;
- исследование профессиональных интересов;
- исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии;
- исследование признаков, характеризующих отклонение различных «параметров» конкретного человека от требований избранной профессии;
Дальнейшие шаги в диагностике личности связаны с умением учителя выделить те вопросы для обсуждения, которые помогут ученику осознать, что от него требуется, чтобы адаптироваться в современном профессиональном мире.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности.
Только в конкретной работе возможно воспитание профессиональных интересов, воспитание уважения к профессии, в основе которого должна лежать любовь к труду, психологическая готовность к любой работе; Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
. На этом участке профориентационной работы классный руководитель должен действовать в тесном контакте с учителями-предметниками. Выявлять и поддерживать интересы школьника к различным учебным предметам, побуждать к самостоятельной работе по изучению заинтересовавшей его сферы деятельности.
Для проведения профориентационной работы в рамках своего предмета, учитель-предметник должен иметь теоретическую и практическую подготовку. Теоретическая подготовка включает: знание целом, задач профориентации, методов ее реализации в условиях соответствующего предмета, психолого-педагогические основы проблемы. Практическая подготовка включает: знание методики профориентационной работы в условиях преподавания соответствующего предмета, умений и навыков проведения различных мероприятий (беседы, встречи, экскурсии):
знакомить учащихся с различными видами труда и профессии;
изучать их наклонности, способности профессиональные интересы, формировать у них общественно-значимых мотивов выбора профессии;
консультировать учеников по вопросам, связанные с продолжение обучения и трудоустройством.
Учитель должен продумать, с какой профессией уместно ознакомить учащихся в рамках программной темы, учитывать общие основы профориентации при изучении различных учебных предметов.
Положительную роль здесь должны сыграть предметные кружки и кружки по интересам, особенно если выбраны они будут с учетом преобладающего интереса к одному из типов профессиональной деятельности.
Профессиональная консультация - научно обоснованная рекомендация конкретному лицу (либо группе) в период выбора профессии. Нуждаются в ней чаще всего выпускники 9-11-х классов.
Профконсультация включает в себя:
- всестороннее изучение личности школьника (интересов, наклонностей, способностей, психофизиологических качеств, состояние здоровья);
- сопоставление уровня практической и психологической подготовленности школьника с требованиями профессии и совместный подбор наиболее соответствующей;
- совместно со школьником определение путей компенсации недостающих профессионально важных качеств личности, необходимых для успешного овладения будущей профессией;
- стимулирование самовоспитания и самооценки школьника путем систематического контроля его деятельности по достижению намеченной цели.
В ходе консультации определяются пути получения образования по выбранной специальности, сроки обучения, перспективы профессионального роста, востребованность специалистов на рынке труда
Этапы в работе по профконсультации:
1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.
2. Цель завершающей профконсультации - оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8-11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.
В роли консультанта в школе может выступать классный руководитель, педагог-психолог либо социальный педагог. В учебно-воспитательном процессе школы он координирует работу школьных учителей по профориентации, а также оказывает помощь родителям по развитию интересов и склонностей их детей.
На каждого учащегося профконсультант заводит портфолио. При сборе данных он обращается к педагогам и родителям школьников. В портфолио выделяются следующие разделы: успеваемость; результаты школьных тестов; социальное положение учащегося; сведения о его семье; перечисление "любимых" и "нелюбимых" школьных предметов; способности, интересы, склонности; физические данные, состояние здоровья, индивидуальные особенности учащегося; внешкольные занятия и увлечения; имеющийся опыт работы по профессии.
Ключевую роль в профориентации выпускников играет информация: о содержании, условиях, организации труда и обучения по конкретной профессии, оплате труда, его требованиях к организму и личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста (планирование карьеры); информация о текущем и перспективном кадровом спросе.
В старших и выпускных классах основной акцент должен переноситься на конкретный выбор. При этом школьникам не надо давать готовых рекомендаций, а постепенно формировать готовность самостоятельно совершать выбор. Только в этом случае можно говорить о настоящем профессиональном выборе и самоопределении. Общая логика такой подготовки примерно следующая: сначала на специально подготовленных примерах (ситуациях) психолог-профконсультант (школьный психолог) показывает, как можно было бы выбирать профессию и реализовывать этот выбор. Далее на других примерах старшекласснику уже самому предлагается дать рекомендацию воображаемому сверстнику. В этом случае пример преобразуется в учебную задачу, где постепенно и формируется готовность самостоятельно ориентироваться в различных ситуациях профессионального самоопределения. Наконец, уже сформированное умение ориентироваться в профориентационных ситуациях старшеклассник использует в своем выборе, а роль психолога-профконсультанта сводится к тому, чтобы контролировать и «подстраховывать» самоопределяющегося молодого человека.
Профессиональные пробы
Профессиональная проба — это профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности (завершенный процесс) и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии.
В ходе профессиональных проб:
учащимся сообщают базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;
моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;
определяется уровень готовности учащихся к выполнению проб;
обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.
Профессиональный отбор помогает устанавливать психологические особенности человека, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов;
Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс
Для формирования у школьников способности к анализу профессиональной деятельности используются методические приемы:
1) обучение умению выявлять классификационные признаки профессиональной деятельности, проводить сравнительный анализ профессий и составлять формулы профессий;
2) сообщение сведений о сходных профессиях, сравнение различных профессий на основе общего критерия при организации профессиональных проб;
3) разработка специальных описаний профессий, раскрывающих специфику типа профессии, краткую характеристику технологических, психологических параметров деятельности профессионала, формулу профессии;
4) включение в практику индивидуальной профконсультации анализа характеристик профессиональной деятельности;
5. Этапы реализации проекта
Первый этап - пассивно-поисковый (этап первичного профессионального выбора) - для учащихся 1 - 7 классов. Его цель - развить интересы и способности школьников, создать поля самоактуализации учащихся младших классов и подростков в различных сферах деятельности, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.
Для реализации этих задач необходимо увеличить число кружков дополнительного образования и факультативов, привлекать школьников к коллективной творческой деятельности, организовывать встречи с родителями как с профессионалами в тех или иных сферах труда. Кроме того, необходимо создать портфолио и папки достижений, выявить среди младших школьников сферы предпочтительных профессиональных интересов, вести информационно-просветительскую работу на классных часах в 5 - 7 классах, проводить экскурсии на предприятия в 1 - 7 классах.
У школьников младших классов (1-4) с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по интересам, факультативы, общественно полезный труд, индивидуальные собеседования и др.) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности, формировать потребность быть полезным людям.
У подростков (-4(5)—7 классы) важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
Второй этап - активно-поисковый - для учащихся 8-9 классов.
Его цель - помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной школы (9-го класса).
На этом этапе ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах в 8-9 классах (знакомство с миром профессий, с учебными заведениями среднего специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда), оказывается помощь в выборе профиля обучения. Параллельно с этим организуются курсы планирования профессиональных и жизненных перспектив, ведется индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания, устраивают тематические родительские собрания, привлекают школьников к работе в каникулярное время и проводят первые профессиональные пробы.
В 8-м классе школьники обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности. Поэтому, важно познакомить школьников с содержанием труда по различным профессиям, раскрыть их внутреннюю сущность. Профориентационная работа направлена на первичный анализ профессии. В 9-м классе предполагается закрепление этого стереотипа на многообразном профессиональном материале с основным акцентом на самооценку, самоанализ и самовоспитание в соответствии с намечающимися профессиональными интересами. Именно это может стать основой для формирования готовности к подлинному самоопределению. Одновременно с этим должны рассматриваться, сравниваться и обсуждаться различные варианты построения своего предназначения. Это невозможно без обращения к ценностно-смысловым аспектам профессионального и личностного самоопределения.
Работа по повышению уровня самосознания и самооценки позволит учащимся выйти на осознание уровня мотивации профессионального выбора реально действующих и желаемых мотивов труда, обострить психологические противоречия, которые могут заставить учащихся решать проблему профессиональных поисков или профессионального выбора, а не ждать готовых предложений и указаний.
Третий этап – профессиональное определение учащихся 10-11 классов.
Его цель – подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда.
В 10-11-х классах важно развивать ведущие мотивы, осуществлять практическую пробу сил в интересующей области, проводить работу по определению соответствия между требованиями профессии и возможностями ученика, формировать устойчивую позицию выбора.
Темы профориентационной работы:
8-й класс-- «Мир профессий».
9 -10-й классы - «Я и самопознание».
11-й класс - «Твой выбор».
Система занятий «Твой выбор», рассчитанная на учащихся 11-го класса, включает в себя ознакомление учащихся с ситуацией на рынке труда, где они проживают, информирование о возможности получения профессионального образования, обучение основам поиска работы.
Методы и формы проведения занятий:
- активизирующие профориентационные опросники и тесты;
- читательские конференции по профориентационной тематике;
- классные часы-экскурсии на предприятия, где работают родители;
- приглашение специалистов тех профессий, которые чаще выбирают учащиеся;
- работа с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека), где обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения;
- индивидуальная работа с учащимися, требующими особого отношения и внимания;
- вовлечение учащихся в работу кружков по интересам;
- профориентационные игры с классом.
Работа с родителями:
тематические родительские собрания;
классные часы – пресс-конференции с участием родителей, представляющих ту или иную профессию;
организация родительского лектория по вопросам профориентации с привлечением психолога
индивидуальные беседы
совместные детско-родительские профориентационные игры.
1 этап – 8-й класс
сроки |
мероприятия |
Сентябрь |
«Дело твоей жизни». Анкета. Методика Л. Н. Кабардовой |
Октябрь |
«Что такое профессия» Родительское собрание «Склонности и интересы подростков в выборе профессии» |
Ноябрь |
«Классификация профессий по предмету, целям, орудиям и условиям труда» |
Декабрь |
«Понятие о профессиограмме» |
Январь |
«Мир профессий». Экскурсии на предприятия города |
Февраль |
Пресс-конференция с участием родителей |
Март |
«Мир профессий». Экскурсии на предприятия города |
Апрель |
«Мир профессий». Экскурсии на предприятия города |
Май |
Защита проекта «Моя будущая профессия» |
2 этап – 9-й класс
сроки |
мероприятия |
Сентябрь |
Ориентировочное Профориентационная игра «Пришельцы» Что такое тренинг. Самопрезентация.
|
Октябрь |
«Знакомство с профессиями и их классификация» Написание схемы анализа профессий «Интересы и выбор профессий» «Правила тренинговых занятий
|
Ноябрь |
«Темперамент и выбор профессии Понятие о личности Посещение-знакомство с центром занятости района Родительское собрание «Профессиональное самоопределение подростков»
|
Декабрь |
«Трудовое право»- статьи Конституции «Производство и дисциплина труда» - обсуждение статей Конституции. Экскурсия в колледж Профессиональный успех. Анкета «Выбор»
|
Январь |
«Склонности и профессиональная направленность» Ценностные ориентации личности. «Поддержка друзей»
|
Февраль |
«Профессиональный тип личности» «Профориентация и медицинская профконсультация» Деловая игра «Кадровый вопрос»
|
Март |
«Поддержка друзей» «Анализ рынка труда в регионе: наиболее востребованные профессии» Профессьянс Характеристика человека
|
Апрель |
Игра «Профконсультация» Читательская конференция «Профессии с большой перспективой» «Анатомия профессии». Профессиограмма
|
Май |
Профессиональные ценности- методика ранжирования профессиональных ценностей «Выбор профессии». Защита проекта
|
3 этап – 10-й класс
сроки |
мероприятия |
Сентябрь |
« Я и мир профессий» урок-игра |
Октябрь |
«Мифы профессионального самоопределения» |
Ноябрь |
«Личные и профессиональные цели» |
Декабрь |
Методы психологии |
Январь |
Характер |
Февраль |
Потребности человека |
Март |
Интеллект Родительское собрание-диспут «Профессии, о которых мечтаем и которые выбираем» |
Апрель |
Апрель Навыки распознавания эмоций и чувств |
Май |
Умение понимать других |
4 этап – 11-й класс
сроки |
мероприятия |
Сентябрь |
Работа с периодикой. Поиск профессии. |
Октябрь |
Новые профессии. Родительское собрание «Призвание-это маленький росточек таланта». |
Ноябрь |
Ситуация на рынке труда. Встреча с представителями центра занятости. |
Декабрь |
Методика «Ранговая позиция», «Отождествление» |
Январь |
«Секреты успешной карьеры». Встреча с выпускниками. |
Февраль |
«Сотвори свое будущее». |
Март |
Опросник Айзенка |
Апрель |
«Основы поиска работы». |
Май |
«Защита выбранной профессии» |
6. Ожидаемые результаты реализации проекта
- формирование мотивов осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии;
- выявление уровня готовности к обучению, уверенности в выборе профессии;
- выявление соотношения интересов, склонностей и способностей учащихся;
- формирование навыков нахождения и использования информации о выборе профессии для обучения;
- изучение психолого-педагогическая литературы по данной проблеме;
- ознакомление с различными видами профессий;
- создание учащимися «профессионального портфолио», «карточек профессий»;
- с родителями расширение работы по профессиональному самоопределению детей
Однако, абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, чтобы определить качества, которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
В профориентации (как и в других направлениях психологии) остро стоит проблема соотношения количественных и качественных показателей эффективности.
Количественные показатели:
- количество проконсультировавшихся за определенное время;
- удельный вес тех или иных форм работы (индивидуальные консультации, массовые опросы, сколько «охвачено» играми и т.п.);
- количество учащихся, последовавших рекомендациям психолога;
- количество выбравших профессию (самоопределившихся) от общего числа учащихся класса;
- различные характеристики личной профессиональной перспективы ЛПП (устойчивость, обоснованность и т.п. профессиональных планов);
В условиях российского рынка, на первый план выходят следующие количественные показатели:
- престижность, которую также можно оценить количественно, например, сколько процентов учеников оценивают данную профессию как престижную;
- величина предполагаемого заработка, например, чем больше (в процентах) ориентируются на высокооплачиваемые профессии, тем больше они уверенны в своих профессиональных способностях –
Качественные показатели (существенные изменения, которые произошли в сознании школьника (в его отношении к жизни, к самому себе и к своему месту в обществе).
- появление новых ценностных ориентации и смыслов выбора профессии (или укрепление существовавших ценностных ориентации);
- формирование внутренней готовности самостоятельно совершать выборы;
- готовность работать в режиме взаимодействия (сотрудничества с профконсультантом).
... Сложность проблемы определяется тем, что реальная эффективность может быть оценена только по прошествии многих лет, когда станет ясно, насколько успешно человек реализовал себя в избранной профессии (как отмечал Е.А. Климов
Критерии эффективности профориентационной работы:
1) полнота учета основных факторов профессионального самоопределения;
2) осознанность планирования перспектив своего развития (согласованность целей и средств, непротиворечивость различных компонентов ЛПП, логическая преемственность действий по реализации целей и т.п.);
3) уровень самостоятельности при планировании перспектив развития;
4) уровень самостоятельности при реализации своих планов;
5) относительная устойчивость ЛПП (в ответственные периоды карьеры при принятии решения);
6) реалистичность и гибкость ЛПП;
7) перспективность ЛПП (ориентация на успех с учетом меняющихся внешних и внутренних факторов);
8) этическая состоятельность ЛПП (разумное соответствие профессиональных выборов моральным и правовым нормам, а также -соответствие нравственной позиции самого самоопределяющегося человека);
9) оптимизм по отношению к своему будущему, вера в свои силы, в саму возможность достижения успеха, а также в свою готовность даже в самых сложных моментах карьеры не потерять собственного достоинства.
Направления профессиональной ориентации в школе
В общем направлении активизации профессионального самоопределения принято выделять следующие направления: информационно-просветительское, диагностическое, консультационное и обучающее.
Реализация информационно-просветительское направление в. контексте работы школьной библиотеки
Реализуя это направление, школьный библиотекарь готовит серию занятий, рассказывающих о различных сторонах той или иной профессии, представляет профессиональный мир в конкретно-наглядной форме. Он привлекает внимание учащихся к тематическим выставкам, по их запросам подбирает необходимую литературу, учитывая возрастные и психологические особенности, занимается формированием специального раздела фонда.
Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.