г. Приозерск, Школа №4.

Официальный сайт муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 4"
Россия Ленинградская область г.Приозерск ул. Калинина 27 | school4-priozersk.ru | e-mail: school4-prz@mail.ru

Целевой воспитательный проект "Наш дом - Россия"

Официальный сайт МОУ СОШ №4 г. Приозерск.

Российская Федерация
Муниципальное образование Приозерский муниципальный район Ленинградской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  4
с углублённым изучением отдельных предметов
г. Приозерска Ленинградской области

 

 

 

 

 

Целевой воспитательный проект

по гражданскому и патриотическому воспитанию

“Наш дом – Россия»

 ( для учащихся 1 – 11 классов)

 

 

 

 

 

Авторы – составители: Трещенкова Г.А.,

 учитель истории и обществознания

 

 

 

 

г. Приозерск

2010 год

Обоснование проекта

Сегодня нельзя ставить и решать актуальные вопросы социального и духовного развития человека и общества, в том числе –школы и педагогики, без учета современного положения в мире, тенденций его развития, открывшихся возможностей разностороннего и плодотворного сотрудничества.

Патриотизм- важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

В последнее время в России активизировалась работа по патриотизму и гражданскому воспитанию молодежи. Показатели стабильности развития патриотического воспитания за последние годы стало широкое и значимое празднование 60-летия великой победы в подготовке и проведениикоторого одно из ведущих мест заняли образовательные  учреждения страны, показав, что молодому поколению близки, дороги и понятны патриотические традиции героической национальной истории. По окончанию праздничных торжеств Правительство утвердило новую программу «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»

Накопленный опыт патриотического воспитания в школе и намеченные государственной программой ориентиры дают возможность педагогам образовательных учреждений выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма.

Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, -значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.

На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление . Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит:

1)      Помочь детям увидеть, что  можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную богатую нашу планету – к лучшему;

2)      Вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех;

3)      Поддерживать молодых и старых в их работе для улучшения жизни всех: близких, более широкого круга людей, человечества в целом, природы;

4)      Помогать осознанию того, что плохо, а что хорошо, что содействуем добру , а что нет;

5)      помочь молодым и старым видеть угрозу добру , а затем  каждом человеку, группе научиться содействовать необходимым переменам. В том числе подготовить молодых людей к службе в вооруженных силах.

Эти задачи решаются совместными усилиями  образовательных учреждение (школы, дошкольных, учреждений дополнительного образования), семья и др. организаций.

Это очень важно, поскольку, ощущая постоянную неуверенность в завтрашнем дне, люди оказываются  во власти различных фобий. Отчуждение от политической жизни, социальная незащищенность порождают заниженную самооценку, сомнения в собственных возможностях, негативно сказываются на общем поведенческом сценарии людей.

Сегодня воспитательная работа в нашей школе по данному направлению проводится несколько хаотично, нестабильно, подстраивается под даты красного календаря, под планы, спущенные сверху (Комитетом народного образования ), к тому же с большим опозданием . нет единого, руководящего и направляющего и контролирующего центра в этой области, нет стержня, той красной линии, которая вела этот процесс к намеченной цели. Потерялись межпредметные связи, преемственность возрастная (младшее, среднее, старшее звено), самоуправление себя не проявляет. Замечательная организация «ШкоДа!», дающая ее участникам хороший организаторский опыт, но и ее мы используем не в полную меру, чем это возможно, например: отлично прошла школа актива в 1ой четверти под руководством «Шкоды!», дала много дельных советов, направлений для работы классных активов, но на этом все и закончилось! Никто не проверил, как внедряются эти рекомендации в жизнь; в последующие четверти эта учеба уже не проводилась. Или, взять работу вожатых от «ШкоДы!» в школьном лагере. Не знаю как сейчас, но в прошлом году они чаще занимали положение «пастухов», а не затейников. Проводились иногда тематические беседы или лекции. Докладчик невыразительно , порой с ошибками, читал текст доклада. Такое заунывное чтение не вызывало у детей интереса; правда, так было не всегда, не у всех, а потому надо сделать вывод: вожатский отряд надо готовить заранее, тщательно подбирая в него ребят. А руководителю этого отряда не мешало бы посещать эти мероприятия, контролировать, а затем анализировать работу вожатых.

В любом деле нужны хорошие наставники- взрослые. Но если ранее эти люди работали на энтузиазме, то в наши дни таковых осталось немного. А значит, нужно продумывать систему поощрений, разгружать их другого рода поручений, не жить по принципу: « Кто ведет, того и понукают!» Нужны стимулы для активизации работы ученического актива и педагогического коллектива; четко намеченные планы, тщательная их проработка и жесткий контроль за их выполнением.

Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы , направленной на решение всего комплекса проблем гражданского и патриотического воспитания программными методами.

Цель проекта

Формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи проекта

  1. Проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
  2. Совершенствование процесса патриотического воспитания:

ü  Определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию на современном этапе;

ü  Обогащение содержания патриотического воспитания

ü  Усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин;

ü  Увековечивание памяти воинов, погибших при защите Отечества;

ü  Совершенствование системы управления процессом патриотического воспитания;

ü  Совершенствование системы подготовки специалистов в области патриотического воспитания

  1. Утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений.
  2. Воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.
  3. Развитие у учащихся потребности в познании культурно-исторических ценностей, стимулирование творческой активности.
  4. Привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Основные направления по реализации проекта патриотического и гражданского воспитания учащихся

  1. Разработка мероприятий, направленных на патриотическое и гражданское воспитание в урочное и внеурочное время.
  2. Информационное обеспечение в области патриотического воспитания
    1. Использование государственных символов России в патриотическом воспитании

Ресурсное обеспечение проекта

а) нормативно-правовое

ü  Закон об образовании

ü  Государственная программа «Патриотическое воспитание гражданина РФ на 2006-2010 годы»

ü  Инструкции

б)программно-методическое

ü  Рекомендации, разработки, планирование (в приложении)

в) кадровое

ü  Организатор внеклассной работы (завуч)

ü  Ответственный за это направление работы

ü  Инициативная группа

г) информационное

ü  Печатный орган

ü  Компьютерная информация

ü  Совещания учителей и актива учащихся: подготовка, ход, итог дела

д) организационное и материально-техническое:

ü  Разработка планов, дел

ü  Создание инициативной группы

ü  Распределение обязанностей

ü  Установка временных рамок

ü  Текущий и итоговый контроль

ü  Материалы и техника в соответствии с делом

Е) финансовое обеспечение

ü  Создать фонд школы

ü  Наметить спонсоров

Этапы реализации проекта

Срок реализации 5 лет , рассчитанный на 2010-2015 гг.

1 этап - проектный: разработка, обсуждение и утверждение программы2010

2этап-практический: реализация воспитательной программы2010-2014

3 этап аналитический: анализ итогов реализации программы 2015 год

План реализации проекта

№ п/п

мероприятие

Срок исполнения

ответственный

I.Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время

1

Проведение факультативных курсов по историко-краеведческим тематике

ежегодно

Зам директора по УВР

2.

Проведение тематических уроков в библиотеках, музеях

ежегодно

Зам директора по УВР

3.

Проведение интегрированных уроков истории и литературы по патриотическому воспитании.

ежегодно

Зам директора по УВР

II.внеурочная деятельность как условие воспитания патриотических и гражданских позиций у учащихся школы

1.

Листая великой истории страницы(цикл лекций, бесед, круглый стол, экскурсии)

В течение года

МО учителей истории

2.

Работа с ветеранами ВОВ (посещение, поздравление, помощь, сбор информации, встречи и т.д.)

В течение года

Зам директора по УВР

3.

Профессия – Родину защищать (посещение воинской части, встреча с военнослужащими, выпускниками школы, сбор материалов о…)

В течение года

 

Зам директора по безопасности

4.

фестиваль военной песни: «Когда поют солдаты»

ежегодно

 

Зам директора по УВР

5.

Операция «Забота»(помощь престарелым , больным, многодетным семьям)

ежегодно

 

Зам директора по УВР

6.

Акция «Посылка солдату»

ежегодно

 

Зам директора по УВР

7.

Научно-исследовательская деятельность(поисковая работа, презентации, рефераты, конференции:

«След войны в моем доме»,

«Моя родословная»,

«Орден в моем доме» и др.

 

В течение года

 

Зам директора по УВР

8.

Создание книги памяти (сбор материалов о погибших земляках ВОВ, афганцев, участников в чеченской войне и др.)

В течение года

Работа в классах,

Зам директора по УВР

9.

Работа с семьей -творческая работа ( «Портрет моей семьи», «Семейный архив», «Семейные реликвии», «Моя родословная», «Песни наших бабушек и дедушек»

В течение года

 

Зам директора по УВР

III. Экскурсионно-туристическая деятельность

1.

Экскурсии по городу: «Исторические достопримечательности нашего города»

1-6 классы

Кл.рук

2.

Поездки, экскурсии, турпоходы по местам боевой славы

1-8 классы

Кл.рук

3.

Поездки в С-Петербург в музеи, выставочные залы, по культурно-историческим местам

1-11 классы

Кл.рук

IV. Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность

1.

Проведение военных игр на местности: «Зарница», «Учимся выживать» и др

ежегодно

 

МО физической культуры

2.

Спортивная эстафета «А ну-ка, парни!»

ежегодно

МО физической культуры

3.

Организация кружка «Юный стрелок»

ежегодно

 

Зам директора по безопасности

4.

Соревнования по футболу, волейболу, баскетболу

ежегодно

 

МО физической культуры

V. Краеведение

1.

Проведение тематических классных часов:

 «Почетные граждане города»,

«Урок мира»

Урок памяти, посвященный победе над фашистами,

Урок мужества,

«Богатыри земли русской

 

ежегодно

 

Кл.рук

2.

Интегрированный урок: « Слово о полку Игореве»

8 класс

МО литературы и истории

3.

Ярмарка (фольклорный праздник)

ежегодно

 

Зам директора по УВР, Кл.рук, МО литературы

4.

Викторина : «Полководцы и герои ВОВ»

ежегодно

 

Зам директора по УВР

5.

Цикл лекций по истории г. Приозерска

4-6классы

Работники музея,

МО истории

6.

Конкурс рисунков, сочинений, викторины, рефератов на тему:

«Город я в тебя влюблен»,

«так начиналась война»,

«Памятники старины глубокой древности» и др.

В течение года

 

Зам директора по УВР

7.

Научно-практическая конференция по краеведению

ежегодно

 

МО истории, биологии, географии

VI. Общественно-полезный труд

1.

Проведение конкурса на самый чистый и уютный класс

ежегодно

 

Зам директора по УВР

2.

Ремонт мебели в кабинетах, косметический ремонт

ежегодно

 

Кл. рук., родители, зам директора по АХЧ

3.

Благоустройство школьной территории

ежегодно

 

зам директора по АХЧ

4.

Работа трудовых бригад в летнее время

ежегодно

 

администрация

5.

Работа отряда вожатых

ежегодно

 

Администрация

6.

Уборка территории

В течение года

Администрация, классные руководители

Методическое обеспечение

№ п/п

мероприятие

Срок исполнения

ответственный

1.

Создание кино, видео фонда для проведения классных часов (тематических)

ежегодно

 

администрация

2.

Разработка сценариев тематических классных часов, праздников

ежегодно

 

Зам директора по УВР, библиотекарь

3.

Освещение опыта работы в средствах массовой информации

ежегодно

 

Зам директора по УВР

4.

Организация подписки на периодические издания

ежегодно

 

администрация

5.

Создание фонда печатных изданий по данной тематике

ежегодно

 

библиотекарь

6.

Ознакомление учителей с новинками методической литературы

ежегодно

 

библиотекарь