Целевой воспитательный проект "Наш дом - Россия"
Российская Федерация
Муниципальное образование Приозерский муниципальный район Ленинградской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4
с углублённым изучением отдельных предметов
г. Приозерска Ленинградской области
Целевой воспитательный проект
по гражданскому и патриотическому воспитанию
“Наш дом – Россия»
( для учащихся 1 – 11 классов)
Авторы – составители: Трещенкова Г.А.,
учитель истории и обществознания
г. Приозерск
2010 год
Обоснование проекта
Сегодня нельзя ставить и решать актуальные вопросы социального и духовного развития человека и общества, в том числе –школы и педагогики, без учета современного положения в мире, тенденций его развития, открывшихся возможностей разностороннего и плодотворного сотрудничества.
Патриотизм- важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
В последнее время в России активизировалась работа по патриотизму и гражданскому воспитанию молодежи. Показатели стабильности развития патриотического воспитания за последние годы стало широкое и значимое празднование 60-летия великой победы в подготовке и проведениикоторого одно из ведущих мест заняли образовательные учреждения страны, показав, что молодому поколению близки, дороги и понятны патриотические традиции героической национальной истории. По окончанию праздничных торжеств Правительство утвердило новую программу «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
Накопленный опыт патриотического воспитания в школе и намеченные государственной программой ориентиры дают возможность педагогам образовательных учреждений выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма.
Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, -значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.
На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление . Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит:
1) Помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную богатую нашу планету – к лучшему;
2) Вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех;
3) Поддерживать молодых и старых в их работе для улучшения жизни всех: близких, более широкого круга людей, человечества в целом, природы;
4) Помогать осознанию того, что плохо, а что хорошо, что содействуем добру , а что нет;
5) помочь молодым и старым видеть угрозу добру , а затем каждом человеку, группе научиться содействовать необходимым переменам. В том числе подготовить молодых людей к службе в вооруженных силах.
Эти задачи решаются совместными усилиями образовательных учреждение (школы, дошкольных, учреждений дополнительного образования), семья и др. организаций.
Это очень важно, поскольку, ощущая постоянную неуверенность в завтрашнем дне, люди оказываются во власти различных фобий. Отчуждение от политической жизни, социальная незащищенность порождают заниженную самооценку, сомнения в собственных возможностях, негативно сказываются на общем поведенческом сценарии людей.
Сегодня воспитательная работа в нашей школе по данному направлению проводится несколько хаотично, нестабильно, подстраивается под даты красного календаря, под планы, спущенные сверху (Комитетом народного образования ), к тому же с большим опозданием . нет единого, руководящего и направляющего и контролирующего центра в этой области, нет стержня, той красной линии, которая вела этот процесс к намеченной цели. Потерялись межпредметные связи, преемственность возрастная (младшее, среднее, старшее звено), самоуправление себя не проявляет. Замечательная организация «ШкоДа!», дающая ее участникам хороший организаторский опыт, но и ее мы используем не в полную меру, чем это возможно, например: отлично прошла школа актива в 1ой четверти под руководством «Шкоды!», дала много дельных советов, направлений для работы классных активов, но на этом все и закончилось! Никто не проверил, как внедряются эти рекомендации в жизнь; в последующие четверти эта учеба уже не проводилась. Или, взять работу вожатых от «ШкоДы!» в школьном лагере. Не знаю как сейчас, но в прошлом году они чаще занимали положение «пастухов», а не затейников. Проводились иногда тематические беседы или лекции. Докладчик невыразительно , порой с ошибками, читал текст доклада. Такое заунывное чтение не вызывало у детей интереса; правда, так было не всегда, не у всех, а потому надо сделать вывод: вожатский отряд надо готовить заранее, тщательно подбирая в него ребят. А руководителю этого отряда не мешало бы посещать эти мероприятия, контролировать, а затем анализировать работу вожатых.
В любом деле нужны хорошие наставники- взрослые. Но если ранее эти люди работали на энтузиазме, то в наши дни таковых осталось немного. А значит, нужно продумывать систему поощрений, разгружать их другого рода поручений, не жить по принципу: « Кто ведет, того и понукают!» Нужны стимулы для активизации работы ученического актива и педагогического коллектива; четко намеченные планы, тщательная их проработка и жесткий контроль за их выполнением.
Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы , направленной на решение всего комплекса проблем гражданского и патриотического воспитания программными методами.
Цель проекта
Формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи проекта
- Проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
- Совершенствование процесса патриотического воспитания:
ü Определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию на современном этапе;
ü Обогащение содержания патриотического воспитания
ü Усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин;
ü Увековечивание памяти воинов, погибших при защите Отечества;
ü Совершенствование системы управления процессом патриотического воспитания;
ü Совершенствование системы подготовки специалистов в области патриотического воспитания
- Утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений.
- Воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.
- Развитие у учащихся потребности в познании культурно-исторических ценностей, стимулирование творческой активности.
- Привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Основные направления по реализации проекта патриотического и гражданского воспитания учащихся
- Разработка мероприятий, направленных на патриотическое и гражданское воспитание в урочное и внеурочное время.
- Информационное обеспечение в области патриотического воспитания
- Использование государственных символов России в патриотическом воспитании
Ресурсное обеспечение проекта
а) нормативно-правовое
ü Закон об образовании
ü Государственная программа «Патриотическое воспитание гражданина РФ на 2006-2010 годы»
ü Инструкции
б)программно-методическое
ü Рекомендации, разработки, планирование (в приложении)
в) кадровое
ü Организатор внеклассной работы (завуч)
ü Ответственный за это направление работы
ü Инициативная группа
г) информационное
ü Печатный орган
ü Компьютерная информация
ü Совещания учителей и актива учащихся: подготовка, ход, итог дела
д) организационное и материально-техническое:
ü Разработка планов, дел
ü Создание инициативной группы
ü Распределение обязанностей
ü Установка временных рамок
ü Текущий и итоговый контроль
ü Материалы и техника в соответствии с делом
Е) финансовое обеспечение
ü Создать фонд школы
ü Наметить спонсоров
Этапы реализации проекта
Срок реализации 5 лет , рассчитанный на 2010-2015 гг.
1 этап - проектный: разработка, обсуждение и утверждение программы2010
2этап-практический: реализация воспитательной программы2010-2014
3 этап аналитический: анализ итогов реализации программы 2015 год
План реализации проекта
№ п/п |
мероприятие |
Срок исполнения |
ответственный |
I.Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время |
|||
1 |
Проведение факультативных курсов по историко-краеведческим тематике |
ежегодно |
Зам директора по УВР |
2. |
Проведение тематических уроков в библиотеках, музеях |
ежегодно |
Зам директора по УВР |
3. |
Проведение интегрированных уроков истории и литературы по патриотическому воспитании. |
ежегодно |
Зам директора по УВР |
II.внеурочная деятельность как условие воспитания патриотических и гражданских позиций у учащихся школы |
|||
1. |
Листая великой истории страницы(цикл лекций, бесед, круглый стол, экскурсии) |
В течение года |
МО учителей истории |
2. |
Работа с ветеранами ВОВ (посещение, поздравление, помощь, сбор информации, встречи и т.д.) |
В течение года |
Зам директора по УВР |
3. |
Профессия – Родину защищать (посещение воинской части, встреча с военнослужащими, выпускниками школы, сбор материалов о…) |
В течение года
|
Зам директора по безопасности |
4. |
фестиваль военной песни: «Когда поют солдаты» |
ежегодно
|
Зам директора по УВР |
5. |
Операция «Забота»(помощь престарелым , больным, многодетным семьям) |
ежегодно
|
Зам директора по УВР |
6. |
Акция «Посылка солдату» |
ежегодно
|
Зам директора по УВР |
7. |
Научно-исследовательская деятельность(поисковая работа, презентации, рефераты, конференции: «След войны в моем доме», «Моя родословная», «Орден в моем доме» и др.
|
В течение года
|
Зам директора по УВР |
8. |
Создание книги памяти (сбор материалов о погибших земляках ВОВ, афганцев, участников в чеченской войне и др.) |
В течение года |
Работа в классах, Зам директора по УВР |
9. |
Работа с семьей -творческая работа ( «Портрет моей семьи», «Семейный архив», «Семейные реликвии», «Моя родословная», «Песни наших бабушек и дедушек» |
В течение года
|
Зам директора по УВР |
III. Экскурсионно-туристическая деятельность |
|||
1. |
Экскурсии по городу: «Исторические достопримечательности нашего города» |
1-6 классы |
Кл.рук |
2. |
Поездки, экскурсии, турпоходы по местам боевой славы |
1-8 классы |
Кл.рук |
3. |
Поездки в С-Петербург в музеи, выставочные залы, по культурно-историческим местам |
1-11 классы |
Кл.рук |
IV. Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность |
|||
1. |
Проведение военных игр на местности: «Зарница», «Учимся выживать» и др |
ежегодно
|
МО физической культуры |
2. |
Спортивная эстафета «А ну-ка, парни!» |
ежегодно |
МО физической культуры |
3. |
Организация кружка «Юный стрелок» |
ежегодно
|
Зам директора по безопасности |
4. |
Соревнования по футболу, волейболу, баскетболу |
ежегодно
|
МО физической культуры |
V. Краеведение |
|||
1. |
Проведение тематических классных часов: «Почетные граждане города», «Урок мира» Урок памяти, посвященный победе над фашистами, Урок мужества, «Богатыри земли русской
|
ежегодно
|
Кл.рук |
2. |
Интегрированный урок: « Слово о полку Игореве» |
8 класс |
МО литературы и истории |
3. |
Ярмарка (фольклорный праздник) |
ежегодно
|
Зам директора по УВР, Кл.рук, МО литературы |
4. |
Викторина : «Полководцы и герои ВОВ» |
ежегодно
|
Зам директора по УВР |
5. |
Цикл лекций по истории г. Приозерска |
4-6классы |
Работники музея, МО истории |
6. |
Конкурс рисунков, сочинений, викторины, рефератов на тему: «Город я в тебя влюблен», «так начиналась война», «Памятники старины глубокой древности» и др. |
В течение года
|
Зам директора по УВР |
7. |
Научно-практическая конференция по краеведению |
ежегодно
|
МО истории, биологии, географии |
VI. Общественно-полезный труд |
|||
1. |
Проведение конкурса на самый чистый и уютный класс |
ежегодно
|
Зам директора по УВР |
2. |
Ремонт мебели в кабинетах, косметический ремонт |
ежегодно
|
Кл. рук., родители, зам директора по АХЧ |
3. |
Благоустройство школьной территории |
ежегодно
|
зам директора по АХЧ |
4. |
Работа трудовых бригад в летнее время |
ежегодно
|
администрация |
5. |
Работа отряда вожатых |
ежегодно
|
Администрация |
6. |
Уборка территории |
В течение года |
Администрация, классные руководители |
Методическое обеспечение
№ п/п |
мероприятие |
Срок исполнения |
ответственный |
1. |
Создание кино, видео фонда для проведения классных часов (тематических) |
ежегодно
|
администрация |
2. |
Разработка сценариев тематических классных часов, праздников |
ежегодно
|
Зам директора по УВР, библиотекарь |
3. |
Освещение опыта работы в средствах массовой информации |
ежегодно
|
Зам директора по УВР |
4. |
Организация подписки на периодические издания |
ежегодно
|
администрация |
5. |
Создание фонда печатных изданий по данной тематике |
ежегодно
|
библиотекарь |
6. |
Ознакомление учителей с новинками методической литературы |
ежегодно
|
библиотекарь |