Официальный сайт муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 4" Россия Ленинградская область г.Приозерск ул. Калинина 27 | school4-priozersk.ru | e-mail: school4@prz.lokos.net

Воспитательная программа школы


Программа

 

воспитательной работы в  МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4"

г. Приозерска Ленинградской области

на 2010 - 2015 г.г.

«Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку и самобытной культуре, к каждой странице отечественной истории»

( из Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2007-2008 г.)

 

I. Введение.

Мир, в котором живет современный человек, все более динамично и радикально изменяется. Эти изменения затрагивают глобальный, региональный и локальный уровни, и связаны с революционными преобразованиями в сфере культуры, экономики, социальных отношений, политики и т.д. Изменения, происходящие в современном мире, затрагивают человека, его сознание и образ жизни.

 

Современные мир, в условиях которого взаимодействуют педагоги и воспитанники, существенно отличается от того мира, в котором люди жили еще несколько десятков лет назад. Как новое, нужно отметить увеличение самой скорости изменений, освоения новыми поколениями социального опыта.

 

Поэтому восприятие мира и опыт педагога уже не столь актуален для воспитанника, как это было раньше. Из этого может следовать, что мировосприятие молодых поколений является более изменчивым и гибким в отличие от мировосприятия педагога. Изменения весьма быстро находят отражение в восприятии мира молодыми людьми (освоение новой информационной техники и возможностей овладения новыми формами социально-экономической и культурной жизни, стилевыми особенностями общения и поведения и др.). Это приводит к разрыву между поколениями, нарастанию разобщенности.

Другой особенностью современного мира, отражающейся на образе жизни молодых людей, является глобализация. С одной стороны, глобализация является процессом сближения разных стран и народов, всех людей, живущих на планете.

Еще одной особенностью современного мира, с которой непосредственно связаны изменения в личности и мировосприятии человека, является «смещение» ценностных ориентации.

 

Помимо названных особенностей современного мира на становление молодых людей оказывают существенное влияние научно-техническая революция, новые формы освоения мира природы, экономические исоциокультурные противоречия и конфликты и др.

Влияние современного мира на мировосприятие человека может быть обусловлено глобальными и региональными кризисами, разнообразными конфликтами, угрожающими человеку, его жизни и здоровью.

 

Существенная роль в разрешении противоречий отводится образованию человека, которое понимается как целостный процесс и результат обучения и воспитания. Однако, многие ведущие страны далеко не удовлетворенысобственной системой образования. Эта ситуация обусловлена прежде всего тем, что проблема образования относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества.

Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее проблемами, задачами, поисками идеала нравственного, культурного и социального развития испытывает потребность в человеке с определенным уровнем образования — возможностей, принципов поведения, восприятием мира - в человеке определенного качества.

Образование как фактор социализации формирует человека эпохи, в процессе преобразования старых смыслов и значений, способов существования в мире. Именно поэтому, проблему человека, егомировосприятия и проблемы психолого-педагогические необходимо рассматривать в их сущностном единстве.

Важной теоретико-методологической позицией современной педагогики является то, что становление и образование человека не может происходить вне окружающей социокультурной среды, вне исторического и социальногоконтекста регионального и локально-территориального развития. Поэтому для успешного становления человека, его личности необходимы глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с малой родиной, на которой он живет.

 Малая родина - это, прежде всего, люди, которые окружают ребенка (семья, школьный коллектив, педагоги, друзья, соседи), их отношения; природное, историческое и культурное своеобразие региона, социальные отношения;культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории.

         Школа сегодня поставлена в условия самовыживания. До сих пор повышение роли школы в деле воспитания лишь декларируется в концептуальных и нормативных документах, не находя практической реализации в работе образовательных учреждений. Но школа не снимает с себя ответственности за воспитание нового поколения российских граждан. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, мужество, терпение, а главное - желание и веру организовать образовательный процесс так, чтобы создать в школе благоприятные условия для формирования и развития Личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, Возрождение и охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система школы.

 

II. Пояснительная записка.

 

Информационная справка

В МОУ cредняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов на 01.05.2010 обучается 710 учащихся. В школе 28 классов. В школе сложился профессионально компетентный и работоспособный коллектив. Из 56 педагогов школы 2 учителя удостоены звания «Заслуженный учитель РФ», 12 учителей награждены значком «Отличник просвещения РФ», 29 педагогическим работникам присвоена высшая квалификационная категория.

Школа располагается в типовом здании, построенном в 1973году. В нем имеются 38 учебных кабинетов, 1 спортивный зал, 1 актовый зал, 1 музей,  библиотека, кабинет социального педагога, медицинский кабинет, кабинет психолога.

Ежегодно 64% выпускников школы поступают в высшие учебные заведения, учащиеся постоянно добиваются успехов в творческих конкурсах и спортивных соревнованиях. 88% учеников и их родителей удовлетворены качеством воспитательного процесса в школе.

В школе создана сеть объединений дополнительного образования, позволяющая учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся: спортивные секции по футболу, баскетболу, волейболу, флорболу, хор, танцевальная группа «Каприз», ДОО «ШкоДа!», шахматный кружок. В школьных секциях и кружках занимается 75% учащихся.

Расположение школы в центральной части города позволяет использовать в воспитательной работе с учащимися возможности социума: Дом творчества детей и юношества,  киноконцертный зал; Культурный центр "Карнавал"; музыкальная школа, Центр информационных технологий.

Наличие в штате ОУ психолога и социального педагога позволяет расширить воспитательные возможности.

К числу «сильных» сторон организации воспитательного процесса в школе, проявившихся в жизнедеятельности учебного заведения в течение последних лет, следует отнести работу по тематическим периодам («Здравствуй школа», Олимпиадный, Спортивно -патриотическая декада, «Творчество», Лето) и целевым воспитательным программам («Свой голос», «Спорт», «Одаренные дети», Учебно-воспитательный комплекс «Лидер Старт»), организация и работа в ДОО «Шкода!»  

За годы реализации воспитательной программы "Я живу в России" наиболее важными достижениями являются следующие:

−       Ежегодные победы на муниципальном уровне в краеведческих викторинах (играх);

−       Вырос процент  занятости обучающихся дополнительным образованием;

−       Удовлетворенность родителей и учащихся проведением воспитательных дел в школе

Однако не все в содержании и организации воспитательного процесса устраивает педагогов, учащихся, родителей. В процессе коллективного обсуждения и мониторинга качества воспитательного процесса  выявлены недостатки и пробелы в воспитательной работе и жизнедеятельности школьного коллектива. В первую очередь к ним следует отнести:

-         в процессе обучения и воспитания еще слабо учитываются и развиваются индивидуальные особенности личности ребенка;

-         работа органов детского самоуправления носит формальный характер;

-         система работы классного руководителя нуждается в оптимизации и содержательном наполнении;

-         недостаточно используется ресурс института классного руководителя и методов самоуправления учащихся внутри класса, требует обновления содержания система взаимоотношений учащихся;

 

 

Существование этих проблем не позволяет достигнуть желаемого уровня эффективности педагогической деятельности и обуславливает потребность в коррекции воспитательной системы школы.

 

О программе воспитательной работы.

В организации воспитательного процесса в школе в течение 5 лет реализовывалась программа " Я живу в России", сложилась определенная система воспитательной работы, но дальнейшего развития нет, поставленные цели и задачи реализованы. Выход - создание и реализация новой программы воспитательной работы.

Целесообразность принятия программы воспитательной работы муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 обусловлена также необходимостью перепроектировать систему воспитательной работы в школе в соответствии с новыми тенденциями гуманизации образования, сформулированными в ряде нормативных документов:

  • Закона Российской Федерации "Об образовании";
  • Областного закона "О правовом регулировании деятельности системы образования Ленинградской области";
  • Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751;
  • Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р.
  • Национальной образовательной стратегии-инициативы «Наша новая школа», сформулированной в Обращении Президента России Д.А.Медведева к Федеральному собранию Российской Федерации;
  • Концепции воспитания в Ленинградской области;

 а также в решениях Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации.

Данная программа рассчитана не на один год, так как жизнь вносит свои коррективы в содержание деятельности человека. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы. Программа воспитательной работы представляет собой систему целевых воспитательных проектов:

____________________________________________________________

III. Цель и задачи.

Цель программы:

 

Создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, приобщение его к истинным ценностям, формирование нового сознания, ориентированного на умение при любых неблагоприятных условиях и в самых экстремальных ситуациях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию.

 

Основные задачи воспитания:

Ø Воспитание позитивного отношения к себе, развитие позитивной Я-
концепции, развитие нравственных качеств личности, гуманистических ценностей как основы жизнедеятельности человека;

Ø Воспитание гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции;

Ø Воспитание уважения к родительской семье, нравственно-
психологическая готовность к созданию собственной семьи;

Ø  Воспитание уважения к другим людям, терпимости к чужому мнению,
традициям, развитие умения вести диалог, готовности к сотрудничеству;

Ø  Воспитание ответственности и самостоятельности, добросовестного
отношения к учебной, трудовой и будущей профессиональной деятельности;

Ø Воспитание   бережного   отношения   к   природе,   чувства  хозяина,
живущего на родной земле и отвечающего за ее благополучие.

Основные задачи программы:

  • Развитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка;
  • Определение и использование наиболее продуктивных форм и способов интеллектуального развития ребенка, профессионального роста педагога;
  • Создание условий для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников воспитательного процесса;
  • Формирование развивающей нравственно и эмоционально благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности как ученика, так и учителя;
  • Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы: базового и дополнительного образования; школы и социума; школы и семьи;
  • Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе, создание блоков дополнительного образования;
  • Межведомственное взаимодействие и координация усилий всех участников воспитательного процесса в организации досуга и каникулярного времени учащихся, в профилактической работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
  • Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий;
  • Использование всех возможных средств для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям современного общества;
  • Развитие системы ученического самоуправления;
  • Развитие и упрочнение детских общественных организаций как основы для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика;
  • Дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным и пагубным привычкам: курению, токсикомании, наркомании.

 

IV. Основные принципы воспитания.

В соответствии с целями и задачами программы, условиями ее реализации целесообразно выделить следующие основные принципы воспитания.

Принцип нравственной позиции воспитателя — означает наличие личной и профессиональной ответственности педагога-воспитателя.

Принцип природосообразности воспитания — предполагает, что воспитание должно основываться на глубоком понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, воспитатель должен учитывать пол и возраст ребенка, а также развивать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип кулътуросообразности воспитания — предполагает, что воспитание должно основываться на культурно-исторических традициях своей страны, региона, где живет человек, в контексте общемировых тенденций развития культуры.

Принцип развития личности в процессе воспитания — предполагает помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее стремления к адекватному взаимодействию с разными группами людей, общественными институтами.

Принцип биологичности воспитания означает, что становление и развитие личности осуществляется в процессе взаимодействия всех участников воспитательного процесса, при котором происходит обмен духовно-интеллектуальным содержанием (взглядами, пониманием, ценностями и др.).

Принцип единства воспитания и обучения предполагает целостность образовательного процесса, взаимосвязь и взаимодополнение обучения и воспитания.

Принцип открытости в воспитании, который означает: взаимодействие различных воспитательных систем; взаимодействие и взаимовлияние социокультурной образовательной среды, окружающей обучающегося, ивоспитательного пространства, организуемого педагогами; взаимодействие различных систем ценностей.

V. Виды деятельности:

ü познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;

ü художественно-эстетическая деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;

ü спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни;

ü трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе;

ü гражданско-патриотическая деятельность, направленная на привитие учащимся чувства долга, ответственности, любви к Родине, малой Родине, личной причастности к миру во всех его проявлениях;

ü общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;

ü свободное обобщение, осуществляемое как досуг школьника, когда его обобщение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком;

ü профилактическая работа по предупреждению правонарушений, проявлений признаков девиантного поведения;

ü работа с классными руководителями через работу постоянно действующего семинара, методического объединения, индивидуальные консультации;

ü работа с семьёй (тематические родительские собрания, проведение совместных мероприятий, индивидуальные консультации).

 

VI.  Обеспечение реализации программы

 

Целевые воспитательные проекты:

 

1. Гражданское и патриотическое воспитание -  "Наш дом - Россия"

Цель проекта:  формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, города, района, России на основе изучения традиций и культурного наследия.

Задачи:

o   Ориентировать обучающихся на получении знаний об истории своей семьи, школы  т. д.  для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;

o   Продолжить формирование бережного, уважительного отношения к старшему поколению, природе, историческим ценностям;

o    Воспитывать готовность к защите Родины, чувство национальной гордости.

 

2. Семья и школа: партнерство в воспитательном процессе - "___________"

Цель проекта:  развитие и упрочение связей семьи и школы  как основы социальной адаптации.

Задачи:

o   Формировать взаимоотношение между членами семьи, основанные на доверии, внимании, ответственности друг за друга, взаимоуважении, взаимопомощи и т.д.;

o   Формировать осознанное отношение подростка к таким понятиям, как мужская честь, девичья гордость, скромность, чувство собственного достоинства, выдержка;

o   Воспитывать чувства семейного долга взаимоуважения, нежности, доброты, чуткости, заботливости, самопожертвования т. д.

3. Экологическое воспитание - "Живая планета"

Цель проекта: воспитание осознанного понимания экологической культуры человека

Задачи:

o   Формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о братьях наших меньших;

o   Формировать умения и навыки  экологического поведения;

o   Способствовать пониманию значения экологической безопасности для здоровья и безопасности человека;

o   Формироватьэкологическое мышление и экологическую культуру учащихся

 

 

4. Воспитание культуры здоровья  - " В здоровом теле - здоровый дух"

 

Цель проекта Способствовать пониманию школьниками значения ценности здорового образа жизни в общекультурном, профессиональном и  социальном развитии человека.

Задачи:

o   Продолжить формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью;

o   Продолжить формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек;

o   Воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;

o   Создавать условия для  охраны жизни, здоровья и безопасности детей;

o   Продолжить пропаганду здорового образа жизни;

o   Организовывать санитарно-гигиеническое просвещение учащихся.

 

4. Профессионально - трудовое воспитание-  "Путь в мир профессии"

Цель проекта: Создание условий для воспитания сознательного отношения к труду, профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

o   Формирование осознанных представлений о мире труда и профессий;

o   Развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы; развитие рефлексии и обучение навыкам по самопознанию;

o   Формировать убежденность в том, что трудовая деятельность на благо отчизны является формой морально оправданного существования человека;

o   Воспитывать уважение ко всякому труду и людям труда, правильный подход к выбору профессий стремление творчески подходить к любому труду, добиваться наилучших его результатов;

o   Организовывать общественно полезную деятельность на уровне школы, микрорайона;

o   Формирование чувства бережливости и экономии везде и во всем.

8. Интеллектуальное воспитание - "Интеллект»

Цель проекта: Создание условий для формирования интеллектуальных способностей у учащихся

Задачи:

o   Формировать потребность в сознательном, ответственном и творческом отношении к учению;

o   Научить учащихся правильной организации учебного труда;

o   Прививать любовь к книге как источнику знаний;

o   Формирование потребности в самообразовании в условиях развития науки, культуры, техники.

9. Художественно-эстетическое и культурологическое воспитание - "Путь в мир прекрасного"

Цель проекта:  Создание в школе необходимых условий для художественного творчества; повышение общей культуры.

Задачи:

o   Воспитание способностей воспринимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и в искусстве;

o   Развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных, хореографических способностей учащихся;

o   Формирование художественного вкуса и идеала понимания значимости искусства в жизни каждого человека;

o   Развитие духовного мира учащихся на основе познания искусства, литературы, фольклора;

o   Воспитание бережного отношения к памятникам искусства и культуры.

 

 

VI. Этапы реализации программы.

 

I этап – подготовительный  (2010-2011г.)

§  Аналитико-диагностическая деятельность;

§  Поиск, коррекция технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования;

§  Изучение современных педагогических технологий;

§  Разработка программы воспитательной работы в школе;

§  Разработка целевых воспитательных проектов;

§  Подготовка условий для организации воспитательной работы по новой программе;

  • Разработка плана воспитательной работы по новым программе, целевым воспитательным проектам;
  • Проведение необходимой психологической подготовки учащихся, родителей, коллектива педагогов;
  • Совершенствование работы органов детского самоуправления (школьного и классных коллективов);
  • Методологическая и теоретическая подготовка классных руководителей к обновлению содержания, форм и методов воспитательной работы; укрепление школьных традиций через введение новых форм коллективных мероприятий;
  • Развитие сети дополнительного образования;
  • Разработка системы мониторинга качества воспитательного процесса.

II этап– практический (2011-2013 гг.)

§  Апробация и использование в воспитательной работе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей;

§  Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов;

§  Моделирование системы ученического самоуправления;

§  Укрепление школьных традиций через введение новых форм коллективных мероприятий;

§  Вовлечение всех учащихся в систематические занятия трудом, физической культурой, различными видами социально значимой деятельности;

§  Обеспечение оптимального взаимодействия административного управления, влияния родительской общественности и ученического самоуправления;

§  Разработка модели взаимодействия «классный руководитель - родитель», «классный руководитель – психолог – социальный педагог».

 III этап - обобщающий (2014-2015 гг.)

§  Обработка и интерпретация данных за 5 лет;

§  Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;

§  Анализ эффективности программы воспитательной работы школы, корректировка содержания механизмов и технологий модели воспитательной работы;

§  Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.

 

VI. Ожидаемые  результаты реализации программы

 

ü  Создание в школе системы воспитания;

ü Формирование образа выпускника (модель выпускника) – это человек:

  • ·успешно освоивший образовательные программы;
  • способный к анализу и познанию мира;
  • ·знающий и соблюдающий нормы общественного поведения;
  • ·имеющий сознательную нравственную позицию;
  • ·ориентированный на социальную адаптацию к современным условиям жизни;
  • ·способный к творческому освоению и преобразованию мира;
  • ·способный к самореализации;
  • ·усвоивший наиболее значимые национальные культурные традиции;
  • ·умеющий проектировать и строить свою жизнь на основе духовных ценностей.

ü  Повышение уровня воспитательной работы в школе, профессионального мастерства педагогических и руководящих работников в области воспитания, психолого-педагогических знаний родителей, их участие в воспитании детей на основе полученных знаний;

ü  Обогащение родительского опыта воспитательными идеями педагогики. Поддержка семьи в воспитании самосознания ребенка;

ü Создание системы мониторинга качества воспитательного процесса;

ü Работа  действенных органов детского самоуправления;

ü Организация эффективной работы с классными руководителями;

ü Функционирование разработанной модели взаимодействия «классный руководитель – родитель», «классный руководитель – психолог – социальный педагог»;

ü Полное удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в дополнительном образовании;

ü Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Создание системы педагогической подготовки родителей;

ü Создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями;

ü Создание системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания. Внедрение в практическую деятельность достижений передовой педагогической науки, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания;

ü  Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.

 

VII. Показатели эффективности воспитательной работы

 

Ø развитие социально-психологических качеств личности ученика, ценностей, проявляющихся на уровне сознания и деятельности;

Ø образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы;

Ø включенность учащихся, учителей, родителей в различные  сферы школьной жизни;

Ø реализация профессионально-личностного потенциала педагогов, потенциала учащихся;

Ø психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе.  Характер взаимоотношений между различными субъектами системы;

Ø авторитет школы (отношение к школе работников органов управления образованием, родителей, учащихся).;

Ø эффективность управления воспитательной системой.

 

 

Используются технологии uCoz